Психическое развитие как развитие личности по Эриксону

Другое о психологии » Адаптация и самоадаптация в теории Эриксона » Психическое развитие как развитие личности по Эриксону

Страница 1

Американский психолог Э. Эриксон (1902 – 1994) известен как представитель направления эго – психологов. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделал акцент на развитие. Я индивид. С одной стороны, Эриксон придерживался псианалитических представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, признавал биологические и социальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, лпирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Стадии развитии личности представлены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен. Однако в отличии от фредийщского подхода, основное внимание в эго – психологии отводится нормальному, здоровому, личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем. Теорию развития личности Эриксона принято называть – психосоциальной – так как в центре ее – рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. По – новому рассмотрено влияние культуры с ее системой ценностей и нормоативных предписаний. Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурного контектса развития личности, его не сводимость к индивидуальной взаимосвязи с родителями в раннем возрасте. Сделать такой вывод помогли методы исследования

Методы исследования в работах Э.Эриксона.

Помимо традиционных для психоаналитиков клинической практики с проблемными детьми и содержательного анализа конкретных случаев, Эриксон проводил лонгитюдное изучение (– длительное и. ( 6, стр.72 - 73) систематическое наблюдение в ходе учебно – воспитательного процесса одних и тех же психологических явлений ,позволяющие их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы здоровых детей. Он так же использовал кросскультурный ( этнографический метод) – изучал особенности воспитания детей в племенах американских индейцев и в условиях современного технологического американского общества. Это позволило ему обстоятельно анализировать воздействие разных культур на становление личности. Был поставлен вопрос о различиях в достижении индивидумом идентичности в тех обществах, чьи социальные роли глубоко регламентированы, и в демократических обществах с гораздо более широким спекторомпотенциальных возможностей (профессиональных, политических, идеологических и так далее). Получили известность исследования Эриксона, посвященные выдающимся личностям, таким, например, как Мартин Лютер илиМахатма Ганди. В этом случае Эриксон пытался соотнести основные темы жизни человека с историческими событиями и обстоятельствами, то есть использовал психоисторический метод. Эриксон показывает единство процесса человеческой жизни, в которой три важных аспекта (соматический, личностный, социальный) взаимосвязаны и вычленяются лишь для удобства анализа и изучения. Человек во все времена есть организм, член общества и ЭГО ( Я личность). Огромное значение Эриксон придавал периоду детства, подчеркивая, что именно человеку свойственно длительное детство: «Продолжительное детство делает из человека вертуоза в техническом и интеллектуальном смысле, но оно так же оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости…… иррациональные страхи, происходящие из самого состояния детства».

Однако взгляды Эриксона на возможности личностного роста и способности человека преодолевать трудности, более оптимистичны, чем в традиционном психоанализе. Он считает, что человек способен к саморазвитию, к тому, чтобы на новом уровне справится с неадекватно разрешенным ранее конфликтом, - и за пределами генетальной стадии, вплоть до самых преклонных лет. Теория развития Эго, сформированная Эриксоном, охватывает все жизненное пространство индивида (от младенчества до зрелости и старости); неслучайно ее иногда называют концепцией жизненного пути личности.

Центральное понятие для Э.Эриксона – понятие идентичности – (6, стр. 74). – приобретение психологических черт и особенностей поведения человека. ( 3, стр.46).

Личностная идентичность – набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во времени и пространстве, которая делает человека подбным самому себе и отличается от других людей, это «самая сердцевина, ядро личности».

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Социальные отношения
Ценность отношений — центральная тема работы Роджерса. Ранние отношения могут быть конгруентными или могут служить фокусом условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруентность или задерживать ее. Роджерс полагает, что ...

Характер. Основные черты
Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе. В повседневной жизни человека обычно характеризуют как ...

Свойства внимания
Концентрированность внимания – означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация – это сосредоточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается внимание. Рас ...