Заключение

Страница 1

Данная работа посвящена исследованию проблем агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

В первой главе

рассмотрены особенности психической сферы и возрастные особенности и новообразования, влияющие на возникновение агрессивности у детей. Психологи, изучающие вопросы формирования агрессивности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от младшего детского к старшему детскому возрасту с резкой сменой внутренней позиции. Она заключается в том, что устремленность в своем присутствии, стремление доказывать, что ребенок тоже человек становится основной направленностью детей; мальчики и девочки стремятся занять свое место под солнцем в отношениях с взрослым человеком, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Основным психологическим новообразованием раннего детского возраста становится личностное самоопределение, так называемый кризис трех лет, поскольку именно в нём заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни уже взрослого ребенка, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период.

Вторая глава

целиком посвящена исследованиям психологических особенностей детей. Выступая как важный этап становления личности, младший школьный возраст подобен фундаменту. И чем прочнее он будет, тем крепче потом ребенок будет стоять на ногах. Возраст представляет вместе с тем не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень социальных возможностей ребенка, условия и скорость его социального развития соотнесены с осмыслением детей себя и своей принадлежности к обществу, классу, степенью выраженности прав и обязанностей, уровнем овладения миром современных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей. Также во второй главе мы рассматривали концепции различных теорий формирования агрессивности. В частности семью. Это та сфера, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие, постепенно ослабляющееся к периоду взросления.

Исходя из этого можно сделать вывод, что ни в какой другой сфере общественной жизни чувства не получают такого простора для своего развития и проявления как в семье. Поэтому можно считать, что семья – это особое социальное пространство, в котором разворачивается эмоциональная жизнь ребенка. Как положительные, так и отрицательные чувства.

Третья глава

посвящена разбору методологических проблем исследования. Были определены и сформулированы основные требования к предъявляемым методикам: валидность (оценка возможности использования методики для психологической диагностики подростков, а так же анализ пригодности её результатов для интерпретации и анализа в свете исследуемой проблемы), экономичность (небольшое количество пунктов, по возможности минимальные временные затраты на выполнение и оптимальное соотношение вопросов и широты интерпретации), простота заполнения (отсутствие непонятной терминологии, соответствие содержания методики возрасту респондентов). Анализ существующих психодиагностических методик показал, что далеко не все методики одинаково подходят для изучения данной проблемы. Из множества рассматриваемых и упоминаемых в данной главе методик были выделены основные, которые в наибольшей степени отвечают сформулированным требованиям и использование которых позволит получить наиболее точные результаты, необходимые для дальнейшего анализа и изучения проблемы. Также третья глава посвящена анализу данных исследования. Приведены социо-демографические характеристики выборки и результаты исследования по каждой методике. Графически представленные и подробно проинтерпретированные результаты позволяют получить исчерпывающую информацию о каждом из исследованных психических свойств. Проведён сравнительный анализ показателей второклассников и третьеклассников по каждой методике, результаты анализа наглядно отображены в многочисленных таблицах и рисунках. Проведен математико-статистический анализ полученных данных по трём различным критериям, результаты которого существенно расширили толкование имеющихся данных, позволили вскрыть более глубокие связи между изучаемыми явлениями. Математико-статистический анализ позволил уточнить характер различий между второклассниками и третьеклассниками по отдельным показателям и позволил исключить из интерпретации случайные зависимости; с его помощью стало возможным проследить степень и характер взаимозависимости между отдельными показателями.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Понятие теста
В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования – на тесты групповые и индиви ...

Проблема "Я-концепции" в зарубежной психологии
Есть разные подходы к пониманию Я - концепции и ее структуры в работах зарубежных авторов: В. Джеймс рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида - направленных на самого себя, эти установки имеют разные модал ...

Суфизм.
Это учение представляет собой мистическое религиозно-философское течение в русле ислама, возникшее в 8 в. на территории современных Ирака и Сирии. К 11 в. суфизм обретает уже достаточно сложившуюся форму и благодаря теологическим обоснова ...