Проблема "Я-концепции" в зарубежной психологии

Страница 1

Есть разные подходы к пониманию Я - концепции и ее структуры в работах зарубежных авторов:

В. Джеймс рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида - направленных на самого себя, эти установки имеют разные модальности:

реальное Я - это установки связанные с тем как индивид воспринимает свои способности, свои роли, свой актуальный статус, т.е. те установки, которые связаны с представлениями о том какой он на самом деле.

зеркальное я (социальное я) - это установки связанные с преставлениями индивида о том, как его видят другие.

идеальное я - это установки связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.

Майерс Д. он добавляет к этим трем еще одну модальность это Возможное я - это установки связанные с представлениями индивида о том, каким он боится стать в будущем. Функциями Я - концепции Я-концепции являются способность достижения внутренней согласованности личности Я-Конценция является источником ожидания личности - если бы у нас не было Я-Конценции - мы бы просто не росли.

Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяться Я сознающее и Я как объект (Ме). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Это различие ясно зафиксировано в языке, поэтому говорить, что человек, с одной стороны, обладает сознанием, а с другой - осознает и, один из элементов действительности, - значит сложно объяснить очевидную вещь. Но подобное различие не так просто учесть в психологической теории. Поскольку всякий рефлексивный акт предполагает идентификацию Я-как-объекта и в то же самое время устанавливает нерасторжимую связь познаваемого и познающего: одно без другого в данном случае немыслимо. Поэтому личностное Я - это всегда одновременно и Я-сознающее. и Я-как-объект.

По мысли Джемса, Я-как-объект - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие п располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. Джемсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного Я, рассматриваемого в концепцию самопознания; он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального Я.

Чарлз Кули. Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом эго-иллюзия. Действия индивидов и социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние. Позже произошел дальнейший сдвиг в основах этой теории, когда Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями.

Экспериментально можно показать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. Как неоднократно было показано, "Я-каким-меня-видят-другие" и "Я-каким-я-сам-себя-вижу" весьма сходны по своему содержанию. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Виды речи
Существуют различные виды речи: речь жестов, звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя (1; с. 390). Речь письменная – речь, реализующаяся в форме доступной для зрительного восприятия. Под это определение подходит ...

Типология агрессивного поведения современных подростков
Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и ...

Невербальная коммуникация
Значение невербальных средств коммуникации было известно давно, задолго до возникновения социальной психологии и задолго до того, как эти средства начали исследовать ученые. Об этом свидетельствует любой язык, где имеются такие выражения, ...