Системное строение сознания

Сознание человека » Системное строение сознания

Страница 1

Выделение особого классасистем - психологических систем - и поста-новка проблемы их специфики были в отечественной психологии впервые осуществлены именно Выготским [4]. Системность явилась одним из главных принципов Выготского в его исследовании сознания на заключительных этапах его творческой деятельности: идея о сознании как единой системе разрабатывалась им в основном в работах 1930-1934-х годов - "О психо-логических системах"[4], "Педология подростка" [5 ], "Раннее детство"[6], "Кризис семи лет"[1], "Мышление и речь"[3].

Если инструментальная психология Выготского строилась на понятии об отдельных, хотя и взаимосвязанных функциях, то к концу 20-х годов он приходит к идее межфункциональной психологии, к понятию о психологи-ческой системе (сам термин появился к 30-му году) и ее истории. При этом Выготский подверг критике прежнюю психологию, в которой постулиро-вались неизменность и постоянство межфункциональных связей сознания, из-за чего "отдельные психические функции рассматривались в изолиро-ванном виде, а проблема их организации в целостной структуре сознания оставалась вне поля внимания исследователей" [3. С. 10]. Превратив посту-лат прежней психологии в предмет исследования, Выготский поставил перед собой задачу проследить отношения функций в ходе развития такой психологической системы, как сознание [3. С. 217].

В результате исследований, выполненных в рамках инструментальной психологии, он приходит к выводу о том, что психическое развитие ребенка состоит не столько в развитии каждой отдельной функции, сколько в изме-нении межфункциональных связей и отношений: "Сознание развивается как целое ., а не как сумма частичных изменений, происходящих в разви-тии каждой отдельной функции. Судьба каждой функциональной части в развитии сознания зависит от изменения целого, а не наоборот"[3. С. 215].

Выготский рассматривал сознание как целостную систему, выделяя в ней в качестве ее элементов отдельные психические функции (об этом он говорит, например, в [1. С. 383]), но в недостаточно явном виде. Окружаю-щей средой для этой системы выступала микросоциальная система отноше-ний, имеющая историческую природу, внутри которой и происходило пре-образование системы психических функций. Рассматривая данную среду, Выготский решающую роль отводил социокультурным факторам, которые представлены в виде знаково-смысловых систем, имеющих независимый от индивидуального сознания статус и выступающих вместе с тем инструментами его построения. Большое внимание Выготский уделял связям и отно-шениям функций между собой, однако в его концепции различные типы связей, в том числе и системообразующие, в достаточной степени еще не дифференцировались. Сама структура этих отношений в системе изучалась Выготским лишь в плане ее генетических преобразований. Выготский рас-сматривал динамику данной системы в основном в аспекте ее развития, а не функционирования. У Выготского мы встречаем определенные идеи, касающиеся характеристики системы сознания по вертикали, т.е. представ-ления о различных уровнях системы и их иерархии (о том, что генетически более ранние отношения составляют иерархически низшие уровни). Вы-готским было отдельно разработано представление о самоуправлении и самодетерминации (например, его идеи о саморазвитии, рефлексии, само-оформлении и т.д.) системы. Тем самым в модель психологической системы вводилась идея активности, однако об этом крайне редко говорилось при-менительно именно к сознанию как психологической системе.

Однако идея использовать принцип системности применительно к ис-следованиям сознания не была, к сожалению, в полной мере реализована Выготским - представления о сознании как психологической системе были еще мало систематизированы и упорядочены, в связи с чем не могла бытьпостроена единая модель сознания как системы. Идея системности в концепции Выготского явилась в недостаточной степени эксплицирован-ной, отсутствовала определенная последовательность и рефлексивность в ее разработке, поскольку основное внимание в данном случае было направ-лено на получение конкретнопсихологического, а не методологического знания.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Понятие “подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая
Критерии готовности ребенка к школе. Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребенка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразовани ...

Основные понятия алкоголизма
Проводя работы по исследованию вопросов, связанных с хроническим алкоголизмом, Американская медицинская ассоциация более 25 лет назад классифицировала алкоголизм как серъезное заболевание с ярко выраженны- ми и прогрессирующими симптомам ...

Мнение Вертгеймера по поводу традиционной логики
С самого начала работ в области искусственного интеллекта логический подход к моделированию интеллекта был одним из ведущих. Предполагалось, что для доказательства теорем, игры в шахматы или карты и тому подобной деятельности требуется ин ...