В данном параграфе приведено описание исследования по выявлению психологических особенностей формирования двигательных навыков. Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля (6, 159, 2). Как отметил Л. С. Немов, при автоматизации действий и операций, их превращение в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований:
1) автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, называемый умением, при этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает;
2) внешний, сенсорный контроль заменяется внутренним, проприоцептивным , скорость выполнения действия и операции возрастает, достигая оптимума – все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки.
Целью следующего проведенного эксперимента является изучение формирования двигательного навыка и оценки сенсомоторной координации. В качестве материала использовались: шаблон фигуры неправильной формы – пятиконечной звезды, зеркало, секундомер, бланки с двенадцатью фигурами. В эксперименте было занято 24 человека, студенты второго курса психологического факультета. Основная задача была сформулирована так: необходимо обвести фигуру по контуру, как можно точнее и затратив при этом минимальное время. Первоначальные действия производились на тренировочном бланке правой рукой в течение десяти попыток. Время фиксировалось в таблице. Затем необходимо было изменить условие эксперимента: теперь действия производились на втором, основном бланке в течение двенадцати попыток правой рукой, причем при первой и последней попытке правая рука заменялась на левую. И еще одна особенность: для оценки сенсомоторной координации шаблон закрывается от взора испытуемого листом бумаги, при этом создается условие отражения образа звезды в зеркале, на которое и должен ориентироваться испытуемый. Задача та же: максимально точно обводить фигуру по контуру, не отрывая при этом руку. Время фиксируется в этой же таблице (она приведена чуть ниже). Занесенное в ней время – это среднеарифметический показатель, вычисленный по формуле:
, где
- зафиксированное время каждого испытуемого при очередной попытке, а n – количество испытуемых.
|
№ попыт-ки |
Время выполнения попытки, сек. |
Число ошибок | |||
|
Тренировоч-ный бланк |
Основной бланк |
Правая рука |
Левая рука | ||
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
17 19 18 18 20 18 17 17 17 15 |
65 88 95 87 44 45 42 37 44 43 58 52 |
29 24 24 23 22 21 18 18 16 16 |
24 18 | |
|
|
| ||||
и
- общее затраченное время на работу с тренировочным и основным бланком соответственно.
В качестве завершения количественного анализа результатов строится два графика: график зависимости времени от числа попыток и график зависимости количества ошибок от числа попыток (приложение 6), который наглядно отражает уменьшение числа ошибок при увеличении числа попыток, то есть обратную их зависимость.
Возвращаясь к первому графику и проследив по нему три переходящих друг в друга части, соответственно им можно выделить 3 основных этапа при формировании двигательных навыков, как и любых других:
1) первоначальное овладение действием: на первом этапе обычно наблюдается довольно быстрое улучшение показателей скорости и качества работы, так как первое практическое ознакомление с условиями работы и приспособления к ним ведет к устранению наиболее грубых ошибок. Первый этап носит название аналитический.
2) уточнение и объединение действий: на втором этапе нарастание успеха замедляется – это означает уточнение и объединение действий, что является более сложным по сравнению с первоначальным ознакомлением.
Больше по теме:
Типы личности алкоголиков
Министерство здравоохранения официально обнародовало описание девяти типов личности, свойственных запойным алкоголикам, которым грозит поражение печени и другие заболевания на почве алкоголя.
Исследователи Национальной службы здравоохран ...
Отличия аналитической психологии и психотерапии
Юнга от фрейдовского психоанализа
Принимая во внимание вышеизложенное, можем сделать некоторые выводы насчёт разногласий, возникших между самонадеянным Юнгом и маститым Фрейдом.
Главные отличия аналитической
психологии
и
психотерапииЮнга от фрейдовского психоанализа к ...
Социальные характеристики лиц, склонных к вандализму
Вандализм – преимущественно мужской феномен. Этот факт констатируется практически во всех исследованиях и обзорах. Но, хотя в целом доля лиц женского пола среди вандалов крайне мала, абсолютная численность женщин, задержанных за вандализм ...

