Изучение процесса формирования двигательного навыка

Другое о психологии » Сознание и бессознание в психике и поведении человека » Изучение процесса формирования двигательного навыка

Страница 1

В данном параграфе приведено описание исследования по выявлению психологических особенностей формирования двигательных навыков. Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля (6, 159, 2). Как отметил Л. С. Немов, при автоматизации действий и операций, их превращение в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований:

1) автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, называемый умением, при этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает;

2) внешний, сенсорный контроль заменяется внутренним, проприоцептивным , скорость выполнения действия и операции возрастает, достигая оптимума – все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки.

Целью следующего проведенного эксперимента является изучение формирования двигательного навыка и оценки сенсомоторной координации. В качестве материала использовались: шаблон фигуры неправильной формы – пятиконечной звезды, зеркало, секундомер, бланки с двенадцатью фигурами. В эксперименте было занято 24 человека, студенты второго курса психологического факультета. Основная задача была сформулирована так: необходимо обвести фигуру по контуру, как можно точнее и затратив при этом минимальное время. Первоначальные действия производились на тренировочном бланке правой рукой в течение десяти попыток. Время фиксировалось в таблице. Затем необходимо было изменить условие эксперимента: теперь действия производились на втором, основном бланке в течение двенадцати попыток правой рукой, причем при первой и последней попытке правая рука заменялась на левую. И еще одна особенность: для оценки сенсомоторной координации шаблон закрывается от взора испытуемого листом бумаги, при этом создается условие отражения образа звезды в зеркале, на которое и должен ориентироваться испытуемый. Задача та же: максимально точно обводить фигуру по контуру, не отрывая при этом руку. Время фиксируется в этой же таблице (она приведена чуть ниже). Занесенное в ней время – это среднеарифметический показатель, вычисленный по формуле: , где - зафиксированное время каждого испытуемого при очередной попытке, а n – количество испытуемых.

№ попыт-ки

Время выполнения попытки, сек.

Число ошибок

Тренировоч-ный бланк

Основной

бланк

Правая

рука

Левая

рука

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

17

19

18

18

20

18

17

17

17

15

65

88

95

87

44

45

42

37

44

43

58

52

29

24

24

23

22

21

18

18

16

16

24

18

и - общее затраченное время на работу с тренировочным и основным бланком соответственно.

В качестве завершения количественного анализа результатов строится два графика: график зависимости времени от числа попыток и график зависимости количества ошибок от числа попыток (приложение 6), который наглядно отражает уменьшение числа ошибок при увеличении числа попыток, то есть обратную их зависимость.

Возвращаясь к первому графику и проследив по нему три переходящих друг в друга части, соответственно им можно выделить 3 основных этапа при формировании двигательных навыков, как и любых других:

1) первоначальное овладение действием: на первом этапе обычно наблюдается довольно быстрое улучшение показателей скорости и качества работы, так как первое практическое ознакомление с условиями работы и приспособления к ним ведет к устранению наиболее грубых ошибок. Первый этап носит название аналитический.

2) уточнение и объединение действий: на втором этапе нарастание успеха замедляется – это означает уточнение и объединение действий, что является более сложным по сравнению с первоначальным ознакомлением.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Синхронизация тактильных ощущений со зрительным восприятием образов.
Не забывайте, что переходить от одного упражнения к другому можно в случае, если Вы достигли требуемых результатов. В противном случае возможны сбои. Представьте с закрытыми глазами, что на кисть руки садиться божья коровка и ползет к сг ...

Методики исследования
3.2.1. Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера Данная методики отличается от других методик выявления акцентуаций характера свой простотой выполнения и сочетанием процессов оценки и самооценки личности самим под ...

Агрессивное поведение как психолого-педагогический и медико-социальный феномен
Поведение, как считает большинство социальных психологов, является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. Иными словами, поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также т ...