б) построения “текущих” образов или операциональных концептуальных моделей. Процедура принятия решения может быть описана следующими операциями: а) предварительное выдвижение системы “эталонных гипотез”; б) сопоставление текущих образов (концептуальных моделей) с рядом эталонов и оценка одинаковости (сходства) между ними; в) коррекция образов (моделей), “сообразование” гипотез с достигнутыми результатами;
г) выбор эталонной гипотезы (или построение ее) или разработка принципа и программы действий.
Процесс решения перцептивно-опознавательной задачи, особенно этап информационной подготовки решения, тесно связан с поисковыми операциями — с поиском стимулов, признаков опознаваемых и декодируемых объектов, завершающимся формированием образа объекта.
Таким образом, существенной психологической характеристикой становления перцептивного образа и поисковых операций, его обеспечивающих, является интенсивная аналитико-синтети-ческая деятельность с вычленением на разных фазах процесса различных признаков объекта.
Аналогичные данные были получены одним из авторов при исследовании восприятия и опознания сложных объектов (зашум-ленных изображений). Выполненные экспериментальные исследования по восприятию зашумленных изображений позволили выдвинуть гипотезу о “сложноступенчатой” природе решения перцептивно-опознавательной задачи в этих условиях. В соответствии с этой гипотезой процесс решения подобной задачи включает:
а) “послойный” анализ, своего рода препарирование структуры изображений от слоев с крупноразмерными элементами к слоям с мелкоразмерными элементами;
б) ступенчато-этапную обработку информации в пределах слоя о функционированием аналитико-синтетических процедур в несколько тактов, циклично;
в) формирование “на выходе” слоев промежуточных образов с последующей их интеграцией в итоговый;
г) соотнесение этих образов с эталонами различного информационного содержания и определение эталона, изоморфного текущему образцу.
Больше по теме:
Виды валидности и её нахождение
По определению американского текстолога А.Анастази, «валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает». Валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определённых качес ...
Смена научного мировоззрения
Этапы становления и развития советской детской психология неразрывно связаны с историческимипреобразованиями, которые начались в нашей стране в 1917 году. Как бы ни относиться к тому что свершилось тогда, справедливость требует признать, ...
Типы акцентуации характера
Учет индивидуально-психологических особенностей подростка необходим для более эффективной организации работы с ним
На основе работ А.Е.Личко (см.7), Эйдемиллера(см.19) и В.А.Федорова(см.14) мы рассмотрели типы акцентуаций характера и соо ...