В-четвертых, большое значение в формировании чувства ответственности приобретают режим и дисциплина. Режим – как механизмструктурирования времени, времени, которым овладевает человек и учится экономно его расходовать, так как время это эквивалент жизни. Если этого не происходит вдетстве, то время овладевает человеком, поглощая его, и он перестает его контролировать, как и свою энергию, свою жизнь, не заметив как она пройдёт.Отсутствие фактора дисциплины в процессе воспитания может породить в детской психике чувство фатальности жизни, иллюзию самотёка, случайности всегопроисходящего. Кроме того – неумение подчиняться другим обязательно приведёт к неумению подчиняться себе, то есть нарушениям произвольности вэмоционально-волевой сфере психики и снимет ответственность за то, что происходит в собственной жизни. Тогда как ответственность за свои рост иразвитие – это важная черта автономной, адекватной личности.
В-пятых, одной из проблем воспитания когнитивной установки жизни в условиях преобладания семей с одним ребенком является детскийэгоцентризм и эгомания. В целях профилактики ложной базальной уверенности, что “мир существует только для меня, а я – зритель, которого жизнь развлекает” -рекомендуется формирование с первых лет жизни “социального чувства” или, по выражению А. Адлера, “чувства общности”, которое развивается, как правило, удетей, рано помещенных в детский коллектив. Задача воспитателя в детском коллективе (исключая родителей): научиться оценивать не ребенка, как это частонаблюдается, а лишь усилия, приложенные к задаче и результат деятельности, дистанцируя оценку от его личности. Такая практика отношений формирует эффективнуюв характере личности направленность “на задачу”, а не на личные амбиции. Нейтральное отношение взрослого (исключая родителя) к характеру личностиребенка помогает преодолеть травму разочарования в себе, воспринимать неуспех как явлениевременное, не относиться к конкурсам и соревнованиям болезненно илиих избегать.
Стихийно возникающие субъективно-эмоциональные отношения воспитателя к детям порождают комплексы неполноценности у одних ичувства превосходства у других детей. Ребенок неосознанно переносит интимное чувство из семейной сферы на сферу отношений с другими взрослыми (учителями,воспитателями) и неконструктивно воспринимает любые формы критики от “новых родителей”. Функции родителей и воспитателей различны в главном. Задачародителей: дать ребенку безусловное эмоциональное приятие, в отличие от задачи педагога, который сможет оказать поддержку ребёнку в процессе социальнойадаптации, поможет ему быть востребованным и профессиональным. Роль взрослого в воспитательном и образовательном учреждениях именно поэтому освобождается отспонтанных эмоциональных оценок, от материнских форм опеки и контроля, она должна быть вербально и невербально выверена. И похвала и критика воспитателядопустима лишь в отношениях к процессу и продукту детской деятельности.
Педагог, как психотерапевт, эффективен, когда отказывается от роли судьи, и, когда “следы” его воспитания не “вытаптывают”уникальный узор личности. Таким образом, начавшийся процесс “психологизации” педагогики и педагогов в нашей системе образования представляется своевременными необходимым
Больше по теме:
Эволюция идей Ч.Ломброзо
Взгляды Ломброзо, изложенные в первом издании "Преступного человека", отличались определенной односторонностью, что вполне понятно, если учесть его необычайную увлеченность антропологическими идеями, граничащую с экстатическим с ...
Характеристика эмпатии в отечественной и зарубежной психологии
Раскрытие актуальности и научной ценности проблемы эмпатии заключается в узловом характере феномена при интерпретации сложных психологических явлений (идентификации, рефлексии, аттракции, межличностного познания и т.п.), понимание которых ...
Характеристики возрастных эпох по Д.Б. Эльконину
I. Эпоха раннего детства (до 3-х лет).
Младенчество (до 1 года). Младенец живет в специфической социальной ситуации развития полной беспомощности и единственным средством, опосредующим все его проявления, является взрослый. Именно мать в ...