Анализ особенностей психического развития детей, рожденных путем кесарева сечения

Другое о психологии » Анализ особенностей психического развития детей, рожденных путем кесарева сечения

Проблема отдаленных последствий операции кесарева сечения для физического и психического здоровья ребенка остается и по сей день актуальной как для акушерства, гинекологии и неонатологии, так и для детской неврологии и психологии. С одной стороны, абдоминальное родоразрешение позволяет улучшить показатели перинатальной смертности и мертворождаемости; а с другой – неблагоприятно сказывается на протекании адаптационного периода новорожденных; способствует увеличению частоты развития гипоксически-ишемической энцефалопатии у новорожденных, относящейся к одной из перинатальных патологий и лежащей в основе большинства нервно-психических расстройств детского возраста; видоизменяет процесс функциогенеза мозга.

Согласно мнению зарубежных ученых, операцию кесарева сечения следует рассматривать не только в качестве источника родовой травмы, но и перинатальной психотравмы. Последняя обусловлена неожиданностью и неподготовленностью ребенка к переходу во внеутробное существование, характеризуется шоковым состоянием и вызывает нервно-психические и интеллектуальные депривации у ребенка, которые чрезвычайно трудно поддаются коррекции. Таким образом, кесарево сечение – это один из факторов натального и постнатального воздействия, который может отражаться в особенностях онтогенеза ребенка как в форме индивидуальных вариантов психического развития, так и в форме субклинических и клинических отклонений в психическом онтогенезе.

Целью нашего исследования было изучение влияние операции кесарева сечения на нейроонтогенез, т.е. на морфофункциональное созревание мозга с помощью сравнительного нейропсихологического анализа уровня сформированности высших психических функций (ВПФ) у детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения и через естественные родовые пути. Нами было проведено нейропсихологическое обследование 30 детей 6 лет, рожденных с помощью кесарева сечения. Они составили две экспериментальные группы (по 15 человек), различающиеся по виду операции кесарева сечения (экстренная и плановая). В контрольную группу вошли 15 детей рожденных через естественные родовые пути самостоятельно без дополнительных акушерских вмешательств (щипцы, вакуум экстракция, выдавливание).

Количественный анализ данных нейропсихологического обследования в 3-х исследуемых группах показал, что у детей, рожденных с помощью кесарева сечения, более выражена несформированность высших психических функций (ВПФ). Прежде всего, это касается таких ВПФ и их отдельных звеньев, как кинестетическая и кинетическая организация движений, целостная правополушарная переработка зрительной информации, пространственные представления, внимание, речь и мышление.

Статистически значимых отличий между экспериментальными группами и контрольной в уровне сформированности межполушарного взаимодействия, зрительно-предметного гнозиса, зрительной памяти, объема словаря, квазипространственных представлений не обнаружено. Экспериментальные группы количественно не отличались друг от друга.

Качественный анализ результатов проведенного нейропсихологического исследования указывает на то, что у всех детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования находятся следующие зоны головного мозга: передние и задние лобные отделы, средние височные отделы, теменно-височно-затылочные отделы преимущественно левого полушария и мозолистое тело. У абдоминально рожденных детей отмечаются также синдромы функциональной дефицитарность подкорковых отделов, затылочных и теменно-затылочных отделов правого полушария, а у детей, рожденных с помощью экстренного кесарева сечения имеет место также функциональная дефицитарность верхней теменной области.

Дефицитарность подкорковых образований головного мозга у абдоминально рожденных детей к 6 годам модифицируется в подкорково-лобный синдром, который проявляется в большинстве проб в виде трудностей усвоения и удержания инструкции, некритичностью к своим импульсивным ошибкам, которые исправлялись только при организации внимания ребенка на них, а также упрощением программы в динамическом праксисе. В случае экстренного кесарева сечения дефицитарность субкортикальных отделов нарушает функционирование верхних теменных отделов, приводя к недостаточности кинестетического праксиса, что в дальнейшем затрудняет формирование моторных навыков и пространственного представлений.

Больше по теме:

Анализ и оценка результатов исследования
После проведения предложенных методик нами были получены следующие результаты.Методика 1. Тест "Мотивация успеха" № п/п Фамилия, имя, отчество Возраст Кол-во баллов Уровень мотивации 1. Александров В.Ю. ...

Выявление творческих способностей младших школьников
Про уровень творческих способностей учащихся можно сделать вывод, в первую очередь, по их достижениям в процессе обучения, во внеклассной работе. Но важно своевременно выявить творческий потенциал, который является лишь возможностью творч ...

Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия
Если бы вы остановили на улице 50 человек, выбранных наугад, и попросили бы их назвать наиболее важные детерминанты человеческой агрессии, то большинство скорее всего назвало бы единственный термин: фрустрация. Поскольку своим широким рас ...