Жизнь Карла Густава Юнга

Другое о психологии » Жизнь Карла Густава Юнга

Страница 12

После разрыва с Фрейдом Юнг оказывается в полном одиночестве. Он уходит со всех постов в Психоаналитической ассоциации, покидает и университет. Отношения с швейцарскими медиками были давно испорчены (Юнг ушел из Бургхёльцли еще в 1909 г.), он сталкивается с полным непониманием во врачебной среде, порываются отношения почти со всеми прежними друзьями и знакомыми. Начался критический период, который сам Юнг называл временем “внутренней неуверенности, даже дезориентации”. Этот период длился примерно б лет, до 1918 г., причем начальная его стадия была чрезвычайно болезненной, почти психотической. Юнг снимает все запруды с пути бессознательных образов, отдается их потоку, и они заполняют сознание. Эти образы приобрели особенно чудовищный характер весной и летом 1914 г.: вся Европа утопает в крови, в ней плавают обрубки человеческих тел, реки крови подступают к Альпам. Эти фантазии неожиданно прекратились, когда галлюцинации стали реальностью первой мировой войны. По воспоминаниям Юнга, войны он никак не ожидал, полагая ее невозможной, и видел в своих видениях скорее предчувствие социальной революции в какой-нибудь из европейских стран. “Прорыв” бессознательного в его сознание он считал частным случаем того, что происходило с меньшей очевидностью в душах всех европейцев - войны рождаются в психике индивидов, делающихся игрушками сил, превозмогающих благие сознательные намерения. Из этого личного опыта конфронтации с бессознательным рождается и вся система психотерапии Юнга онпреодолел близкое к психотическому состояние сам, теперь он знал, как лечить других. Итогом шести лет непрерывной медитации были составленные в то время (и до сих пор в силу их личного характера неопубликованные) “красная” книга с записями и рисунками сновидений, а также Septem Sermonesad Mortuos, опубликованная небольшим тиражом — от имени гностика Василида Александрийского — книга, в которой нашли отражение и видения той поры, сопоставимые с гностицизмом

“Психологические типы” являются первой зрелой работой Юнга, в которой уже реализован синтез его психиатрического и психотерапевтического опыта, научных наблюдений, религиозно-философских, культурологических и этнографических идей. Ранее сформулированные идеи об экстравертивном и интровертивном мышлении получили окончательный вид, проводится детальный анализ психологических типов и функций. К тому времени круг идей Юнга уже окончательно сформирован, в дальнейшем будет происходить приращение материала и углубление теории, но основные контуры последней уже отчетливо видны.

Из книг, оказавших определенное влияние на Юнга в период, непосредственно предшествующий этой зрелости мысли, следует отметить вышедшую в 1917 г книгу немецкого теолога Р. Отто “Священное” В ней проводится феноменологическое описание опыта “нуминозного”, божественного как величественного, дающего полноту бытия, но в то же время ужасающего, переполняющего страхом и трепетом Но если у Отто речь идет о восприятии сверхъестественного в духе иудео-христианской традиции, да еще "в специфически лютеранском ее прочтении, то Юнг употребляет термин “нуминозное” в более широком смысле Перед трансцендентным иудео-христианским Богом человек чувствует, что он лишь “прах и пепел”, “персть земная”, тогда как у Юнга нуминозное связывается с опытом архетипов коллективного бессознательного

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Больше по теме:

Стороны конфликта
В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт), как официальные лица (конфликт по верт ...

Сценарии уроков по формированию информационной культуры
Библиотечный урок "Алфавитный каталог" Урок является частью программы дополнительного образования "Основы информационной культуры" и предназначен для учащихся 5-го класса. Цель урока: развитие у детей навыка пользов ...

Стимул, реакция и их классификация
Выражаясь психологическими терминами, можно определить искусство обучения как искусство создавать и задерживать стимулы (в русской психологической литературе это же понятие обычно обозначается равносильным термином «раздражитель») с тем, ...