Функции коммуникации

Страница 1

Коммуникация выполняет целый ряд функций и происходит в различных ситуациях как в форме непосредственного прямого общения, так и через электронные средства.

Коммуникация выполняет несколько важных для нас функций.

1. Мы общаемся, чтобы удовлетворить потребность в общении.

2. Мы общаемся, чтобы усовершенствовать и поддержать наше представление о себе.

3. Мы общаемся ради выполнения социальных обязательств.

4. Мы общается, чтобы строить взаимоотношения.

5. Мы общаемся, чтобы обмениваться информацией.

6. Мы общаемся, чтобы воздействовать на других [8;20].

1.2.2

Условия коммуникации

Ситуация межличностного общения

Чаще всего коммуникация происходит в ситуации межличностного общения, представляющего собой неформальный разговор двух или более людей.

Ситуация группового принятия решений

Ситуация группового принятия решений характеризуется тем, что люди собираются вместе с целью решить определенные задачи.

Ситуация публичного выступления

В ситуации публичного выступления оратор выступает перед аудиторией в общественном месте с заранее подготовленным официальным сообщением. Ситуация общения через электронные средства

Сегодня мы все больше и больше пользуемся электронными средствами общения. Участники электронной коммуникации не имеют общего физического контекста, этот вид общения опирается на использование технологий. Как следствие, часть значения сообщения, которая обычно передается невербальными сигналами, недоступна для получателя [8;20].

1.2.

3

Принципы коммуникации

Коммуникация:

имеет цель

. Когда люди общаются друг с другом, они преследуют определенные цели.

непрерывна.

Поскольку общение включает как вербальные, так и невербальные элементы, то мы всегда посылаем поведенческие сообщения, из которых собеседник извлекает значение или делает выводы.

- относительна

. Относительность коммуникации означает, что в любой коммуникационной ситуации люди не только обмениваются информацией, но и регулируют свои взаимоотношения.

имеет культурные границы,

имеет этический аспект.

коммуникационные сообщения меняются в зависимости от осознанного кодирования

. Передача значения другому человеку включает кодирование сообщения в вербальные или невербальные символы. Процесс кодирования может происходить спонтанно, может основываться на «сценарии», который мы знаем или подготовили, или может быть разработан на основе понимания ситуации, в которой мы оказались

Каждый из нас бывает в ситуациях, когда общение приводит к спонтанному выражению

эмоций. Когда такое происходит, наши сообщения кодируются неосознанно. Однако в других случаях наши сообщения имеют сценарий;

то есть мы используем разговорные выра_верга, полученные из прошлых опытов, или пытаемся адаптировать их к текущей ситуации.

И наконец, сообщения могут быть тщательно сконструированы, чтобы отвечать конкретной ситуации. Сконструированные сообщения

- это сообщения, которые мы кодируем в данный момент, чтобы отреагировать на незнакомую ситуацию. Такие сообщение помогают нам общаться эффективно и адекватно ситуации.

и коммуникации можно научиться

[8;22]

.

Средства коммуникации

Все каналы коммуникации обычно разделяют на вербальные и невербальные. К первым мы отнесем лингвистический и паралингвистический каналы, ко вторым - взгляд, выражение лица (мимику), прикосновения, телодвижения (позы), жесты, межличностную дистанцию, а также одежду, макияж и украшения. В. А. Лабунская предлагает несколько иную классификацию, рассматривая коммуникацию как совокупность знаковых систем. С позиции этого подхода коммуникация представляет собой четыре системы:

1. оптико-кинетическую (выражение лица, жесты, телодвижения);

2. пара- и экстралингвистическую (вокализация, тональность голоса, темп речи, смех, плач, покашливание и т. д.);

3.организацию пространства и времени коммуникации (межличностная дистанция, время протекания коммуникации, опоздания, точность и т. д.);

4. визуальный контакт.

Но, по сути, эта классификация охватывает все те же виды коммуникации. Ситуация коммуникации характеризуется тем, что коммуникатор (отправитель) имеет некое сообщение, а также потребность и намерение передать его получателю. Какие же цели при этом преследуются?

Согласно лингвисту Джону Серлю, в коммуникации могут быть достигнуты пять наиболее общих целей:

1. сообщение и описание чего-либо;

2. влияние на кого-либо;

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Кризисы профессионального становления
Испытываемые субъектом сложности его профессионального становления обобщенно можно обозначить понятием "профессиональные деструкции". Серьезным испытанием для человека является сама необходимость многолетней трудовой деятельност ...

Характерологические черты больных ранним алкоголизмом
В клинической литературе перечисляются различные черты молодых алкоголиков. В наблюдениях Маскау (1961) в качестве характерных черт личности пациентов были отмечены: возбудимость, агрессивность, импульсивность, депрессивные реакции; сексу ...

Закономерности развития самооценки и самосознания дошкольника.
К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований. Новообразования вле ...