Психическое развитие младшего школьника

Страница 3

В переходный возраст, по Пиаже созревает способность к абстрактным мыслительным операциям (стадия формальных операций). Усложнение мыслительных способностей имеет большое значение для познавательного и эмоционального развития подростка. Он приобретает дополнительные возможности интеллектуального контроля своего поведения. Достижения фазы формальных операций объясняет тяготение подростка к общим теориям, обобщениям. Склонность к теореотизированию становится возрастной особенностью. Подростки создают собственные теории общества, философии, счастья, любви, правила жизненного уклада. Вторым следствием достижения стадии формальных операций является изменение соотношения возможного и действительного, воображаемого и реального. Ребенок мыслит, прежде всего, о действительном, реальном. Юноша – о возможном. Это объясняется не только потребностью юноши построить проекции будущего, а самой природой логической мысли: действительность - только часть возможного. Поскольку логическое мышление оперирует не только реальными, но и воображаемыми объектами, освоение этого стиля мышления неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия, формулировки, умозаключения. Однако развивающиеся системы понятий подростков построены на крайних представлениях о событиях, явлениях и объектах. Они не включают множества нюансов, переходов. Они построены по принципу «или- или»: или черное, или белое, или хороший поступок, или плохой, или правильное решение, или неверное. Одной из основных психологических задач, стоящих перед подростком является становление индивидуальной идентификации (тождественности), осознание «кто Я». Этот период Э.Эриксон описал как кризис подросткового возраста, суть которого связать новые представления о своем изменившемся теле, новые взгляды на вещи и людей, со своими прошлыми взглядами и представлениями, и построить проекцию будущего. Процесс формирования самоидентичности, формирования представлений о себе, своем месте в социуме, своей системе ценностей означает поиск своей индивидуальности, осознание ее, и реализация ее потенциала. В начале этого процесса осознания собственной индивидуальности, в раннем подростковом возрасте возникает задача выделить себя из мира детей.

Страницы: 1 2 3 

Больше по теме:

Подход, в центре которого помещается пациент
С точки зрения обучения подход, акцентирующий роль пациента, должен помочь практиканту взглянуть на мир с субъективной точки зрения пациента. Например, супервизор мог бы вместе с практикантом приступить к рассмотрению подробного описания ...

Анализ результатов исследования
Характеристика группы испытуемых. Андрей П.: любознательный, общительный, все хочет знать, легко идет на контакт с незнакомыми людьми. Вероника С.: играет с избранными, общается со всеми, часты конфликты, обида часто перерастает в слезы ...

Абстрактное мышление и общественное сознание
Сейчас мы живем в условиях недоверия к разуму. Не только юношество предпочитает перебывать в атмосфере виртуального иррационализма, но и маститые философы, именующие себя постмодернистами, отказывают науке в праве быть эталоном разумности ...