С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.
Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию, как своеобразную область знания и впервые выдвинул теорию о неразделимости души и живого тела.
Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, «как воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметом, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциации вакхических явлений.
Таким образом, I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году, Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.
Больше по теме:
Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия
Если бы вы остановили на улице 50 человек, выбранных наугад, и попросили бы их назвать наиболее важные детерминанты человеческой агрессии, то большинство скорее всего назвало бы единственный термин: фрустрация. Поскольку своим широким рас ...
Определение понятия «вандализм»
Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека. В последние годы это явление обсуждается в российской печати, опубликовано несколько научных работ, посвященных отдельным проявлениям вандализма.
Слово "вандализм" пр ...
Концепция развития и обучения Выготского и Эльконина
Если большинство концепций рассматривают развитие как приспособление человека к окружающей среде, то Выготский рассматривает среду как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста человека меняется роль ...