Осмысленность восприятия

Страница 2

5.2. Сохранение

Сохранение является сложным динамическим процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает прогообразные процессы переработки материала. Сохранение тесно связано с забыванием. Возможны две точки зрения на сохранение. Первая – узкая и хронологически более ранняя – рассматривает сохранение как достаточно пассивный процесс хранения, следа впечатления. Вторая трактует сохранение более широко – как сложный, динамический и активный процесс, включающий в себя наряду с собственно хранением, многообразные операции по переработке материала (5; с.349).

5.3. Забывание

Процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала. Забывание особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания. Эта закономерность является общей.

Наиболее распространенные объяснения забывания связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немецкими психологами Г. Э. Мюллером и А. Пильцекером в 1900 г. Согласно одной из гипотез, забывание происходит потому, что процессы запоминания какого-либо нового материала и даже вообще любая психическая активность взаимодействуют с уже имеющимися в памяти ассоциациями и могут их разрушить. Гипотеза же о слабости следа предполагает простое ослабление ассоциаций с течением времени. Многочисленные наблюдения и эксперименты показали, что забывание далеко не всегда бывает абсолютным (5; с. 104-105).

5.4. Восстановление

Различают восстановление непроизвольное и произвольное. В первом случае прошлые впечатления восстанавливаются без специальной задачи на их актуализацию. Они всплывают в памяти обычно по ассоциации с наличными мыслями. Произвольное восстановление происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти. Восстановление может осуществляться прямым и непрямым способом. Особенностью восстановления является его избирательный характер (3; с. 60). Наши воспоминания обычно относятся к ситуациям, в которых принимали участие другие люди, хотя бы нашего окружения (1; с. 282).

5.5. Уровни памяти

Отличая уровни памяти от ее видов, мы в качестве основных уровней можем выделить следующие: 1) Элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому как их воспроизведение. 2) Такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как его воспроизведение. На основе такого осознания впервые становится возможным сознательное регулирование процессов памяти (1; с. 292).

5.6. Типы памяти

Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей.

Первая дифференциация типов связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие – слуховые, третьи – двигательные данные. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов. Память у людей различается: 1) по быстроте запоминания, 2) по его прочности или длительности, 3) по количеству или объему запоминаемого и 4) по точности. Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию (2; с. 112).

Страницы: 1 2 

Больше по теме:

Дискуссия о влечении как неосознаваемой мотивации
Понимание влечений как свойств, близких к инстинктам, проявляющееся у разных авторов в той или иной степени, очевидно, не случайно. Над влечениями постоянно «витает дух» невольности, плохой осознаваемости. Как писал А.С. Пушкин: «Когда б ...

Тенденция к самоактуализации
Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть ...

Категории вербальной агрессии
1. Замкнутость 2. Стремление возражать 3. Стремление обесценивать достижения и чувства другого. 4. Вербальная агрессия в форме шуток. 5. Блокировка и искажение информации. 6. Обличение и обвинение другого. 7. Критика и осуждение дру ...