Открытие стадий интеллектуального развития ребенка

Другое о психологии » Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка » Открытие стадий интеллектуального развития ребенка

Страница 7

Стадии -- это ступени или уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причем, на каждом уровне достигаетсяотносительно стабильное равновесие. Пиаже не раз пытался представить интеллектуальное развитие ребенка как последовательность стадий. Уже в раннихработах развитие интеллекта рассматривалось им как смена стадий аутизма, эгоцентризма и социализации. В более поздних работах речь уже шла о четырех,иногда шести стадиях. И лишь в работах, где Пиаже давал обзор своего учения, картин развития приобрела более определенные и устойчивые черты.

Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трех больших периодов, в течение которых происходит зарождениестановление трех основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, то есть системы обратимых действий, выполняемых материально ипоследовательно, затем возникают достигают соответствующего уровня структуры конкретных оперг ций -- это системы действий, выполняемых в уме, но с опоройtвнешние, наглядные данные. После этого открывается возможное для формирования формальных операций. Это период становления формальной логики,гипотетикодедуктивного рассуждения. Классификация стадий развития интеллекта Период Подпериод Стадии Возраст I. Сенсомоторный интеллект А. Центрация на собственном теле 1. Упражнение рефлексов 0--1 нес. 2. Первые навыки и первые круговые реакции 1--4,5 мес. 3. Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции 4,5--8-9 мес В. Объективация практического интеллекта 4. Дифференциация средства и цели. Начало практического интеллекта 8-9-11-12 мес. 5. Дифференциация схем действия благодаря третичным круговым реакциям.Появление новых средств для достижения цели 11-12-18 мес 6. Начало интериоризации схем и решение некоторых проблем путемдедукции 18-24-мес. II Резентативныи интеллект и конкретные операции А. Прсдоператорный интеллект 1. Появление символической функции Начало интериоризации схем действия 2--4 года 2. Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие 4--6 лет 3. Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененныепредставления 6--8 лет В. Конкретные операции 4. Простые операции (классификация, сериация, взаимнооднозначноесоответствие) 8--10 лет 5. Система поераций (система координат, проективные понятия) 9--12 лет III. Репрезентативный интеллект и формальные операции А. Становление формальных операций 1. Гипотстикодедуктивная логика и комбинаторика 12--14 лет В. Достижение формальных операций 2. Структура "решетки" и от группа четырех трансформаций (INRC) от 13 14 лет

I -- прямая операция, N -- обратная операция, R -- операция рсципрокности С -- коррелятивная операция или отрицание реципрокности

Развитие, по Пиаже,-- это переход от низшей стадии к высшей. Предыдущая стадия всегда подготавливает последующую. Так, конкретныеоперации служат основой формальных операций и составляют их часть. В развитии происходит не простое замещение низшей стадии высшей, а интеграция ранеесформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.

Каждая стадия характеризуется своей специфической структурой, но все стадии имеют общие функциональные механизмы. Дляхарактеристики структур, свойственных периодам развития, Пиаже использовал логическую модель. Он обращался к языку логики классов и отношений. Однако самПиаже говорил, что, когда психолог производит подсчет вариаций или использует формулы факторного анализа, он не делается математиком, а остается психологом.Пиаже подчеркивал, что при анализе структур речь идет не об измерении, а о выявлении качественных характеристик интеллекта на разных ступенях развития. Логическаямодель использовалась им только как инструмент анализа психологической реальности.

Для характеристики функционального механизма развития Пиаже применялмодель взаимодействия и единства двух функцийассимиляцииаккомодации, взятую им из биологии. Всякое действие - (движение, мышление, чувство) отвечает некоторой потребности.

Ребенок не выполняет действия, если у него нет движущей силы, а эта движущая сила выражается всегда в форме потребности.Потребность, согласно Пиаже, возникает тогда, когда чтолибо внутри или вне нас изменилось и когда нужно перестроить поведение в зависимости от этой перемены.Действие заканчивается, как только потребность удовлетворяется, как только восстанавливается равновесие между новым фактором, вызывающим потребность, и нашейпсихической организацией. Новый акт поведения ведет не только к восстановлению равновесия, но, главное -- к более стабильному равновесию между ассимиляцией иаккомодацией.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Больше по теме:

Агрессия как приобретённое социальное поведение: прямое и викарное научение насилию
Другое общее теоретическое направление в изучении агрессии включает в себя многие процессы, о которых уже говорилось в свете рассмотренных выше теорий. Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматриваетс ...

Понятие профессионально - психологического отбора
Профессиональный психологический отбор – комплекс мероприятий, позволяющих «принять решение о зачислении кандидатов, которые по результатам психологических испытаний имеют больше шансов для пригодности к последующей деятельности»[1]. Про ...

Измерение межстимульных различий
На возможности измерения различий между парой стимулов основаны многие методы современной психофизики. Так, получение матрицы различий для некоторого множества стимулов и последующий ее анализ методом многомерного шкалирования (ММШ; multi ...