Сравнение животного и человека

Страница 2

В материальном производстве человека воплощен процесс творчества, направленный на изготовление орудий и предметов труда с заданными свойствами. Эта деятельность немыслима вне общества. Поэтому человека как вид отличает его общественность. Только высокоорганизованные животные, наделенные общественными (генетическими) инстинктами аналогичные человеку, собравшиеся в общество (первобытное стадо) могут организоваться и поддерживать равновесие между его членами. Общество представляет собой самоподдерживающуюся биосоциальную систему. Ее функции во многом сходны с функциями других биологических систем: общество может расти, развиваться и поддерживать свое существование в изменяющихся условиях среды, восстанавливать разрушенные связи и устанавливать новые, обмениваться энергией и т.п. Более того, общество осуществляет свои функции, например рост, благодаря непрерывному процессу прибавления и убавления индивидов, который не изменяет численность популяции, как целого. Поэтому ее структура сохраняется как уникальная единица, в то время как ее части постепенно подвергаются изменениям.

Эти функции общество выполняет благодаря уникальным приспособлениям к общественной жизни, связанные с существованием кооперативных отношений (отношений сотрудничества) между его членами. Оно выживает как целое, потому, что определенные виды работ выполняются определенными членами общества. Во многих отношениях общество напоминает единый общий механизм с совокупностью единичных элементов, каждый из которых имеет определенную программу и каждый должен ее выполнить, чтобы производительность была эффективной.

Чтобы общество выжило как целое, необходимо развитие специальных приспособлений к общественнной жизни для решения двух основных проблем. Во-первых, обществу нужны приспособления, для преодоления недостатков (конфликтов, ссор), которые возникают при объединении животных в группы. Во-вторых, в число этих приспособлений должна входить система для координации деятельности членов общества. Последнее подразумевает существование системы связи членов группы друг с другом, так как без такой системы члены группы не смогут эффективно кооперировать друг с другом [9].

Как показали многие исследования сообществ высокоорганизованных животных, образование обществ дает множество благоприятных эффектов. В частности, происходит сближение животных разного пола, необходимое для совместного удовлетворения жизненных потребностей, возникает возможность социальной специализации. Соответствующие индивиды проявляют свои способности в качестве лидеров, вожаков, защитников группы и стражей в то время как другие могут специализироваться на добывании пищи, вскармливании и воспитании потомства. Думается, что в суммарном результате действие этих приспособлений должно приводить к более эффективному удовлетворению потребностей целой группы животных. Однако, следует отметить, что хотя образование общества и обеспечивает указанные преимущества, оно же приводит к некоторым неудобствам, выражающихся в близком контакте членов общества и как следствие возрастанием уровня конкуренции за пищевые ресурсы, и напряженности в обществе, увеличение конфликтов, ссор и др. В результате часть энергии, которую общество могло бы использовать на выживание, непроизводительно растрачивается. Вывод состоит в том, что пока у общества нет приспособлений к общественной жизни, часть ожидаемых преимуществ, связанных с объединением в общество, не реализуется, пока общество не найдет определенный компромисс в формах оптимальной организации общественной жизни [7].

Таким образом, делая вывод из данной главы, можно сказать, что как система общество в целом и человек в частности будет существовать в том виде, который предопределен ей природой, но качество и суть развития этой системы зависит от тенденций современности и уровня общественной организации.

Страницы: 1 2 

Больше по теме:

Личностные качества руководителя
Личность руководителя можно представить в виде групп характеристик, которые составляют: психологические особенности и черты личности, способности (интеллектуальные способности и приобретенные способности к управлению), биографические хара ...

Межличностные отношения в семье глазами ребенка
Существенный вклад в развитие проблемы влияния поведения и отношений родителей на поведение ребенка внесла Л. Беньямин. Разработанная ею, и хорошо экспериментально обоснованная модель взаимоотношений в диаде «родитель – ребенок» позволяет ...

Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
Специфика активности человека состоит в том, что она проистекает во взаимодействии с другими людьми или предметами, произведенными ими. Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения ме ...