Практика использования оригами в арт-терапии дает стойкий положительный эффект, о чем свидетельствует опыт работы врачей разных стран мира в течение почти двух десятков лет. Имеются примеры успешного использования оригами в России (Московский институт детской онкологии и гематологии). Применение сказок оригами, подвижных фигур и коллективной работы в складывании кусудам является наиболее производительными формами в организации досуга больных детей. Занятия оригами способны отвлечь их внимание от болезни и облегчить тяжелое душевное состояние.
Оригами обладают следующими психотерапевтическими свойствами:
-повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;
- повышают уровень интеллекта в целом;
- активизируют творческое мышление;
- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;
- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;
- улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;
- улучшают память и глазомер.
Эти наблюдения одинаково ценны как для работы со здоровыми детьми, так и в условиях больницы, когда мобилизация психологического состояния является очень важным условием выздоровления.
Положительный опыт в работе со слепыми и плохо видящими описан Е.Л. Кабачинской (Санкт-Петербургский центр оригами). Она отмечает, что польза оригами состоит не только в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, но и в развитии тактильной чувствительности, микроориентировании, возможности одномоментного восприятия целостности образа предмета, стимуляции творческих способностей. Перспективными являются исследования скорости усвоения точечно-рельефного шрифта и пространственного ориентирования в процессе занятий оригами – прекрасного средства реабилитации.
В нашей стране оригами в арт-терапии только начинает свой путь, а в педагогической практике существует уже более, 15 лет. И первыми весомый вклад в дело популяризации этого искусства сделали М.Г.Яременко и О.М.Сухаревская из Полтавы. Вот любопытный случай психологической реабилитации ребенка, одного из их учеников, воспитанника детского дома, который находился в санатории. Им мало кто интересовался, до тех пор, пока он не сложил кусудаму, из обычных тетрадных листов. Сначала ею заинтересовались дети из палаты, Где находился мальчик, потом обслуживающий персонал санатория, и, наконец, слух дошел до самого директора. Он пригласил парня к себе и спросил, верно ли, что тот сам сложил такую удивительную вещь. Парень ответил, что это так, и по просьбе директора сложил еще одну кусудаму. Никому не известный до этого мальчик из детского дома стал героем, центром внимания всех, кто был в санатории. Этот случай запомнится на всю жизнь, даст ребенку уверенность в своих силах, повысит самооценку и улучшит эмоциональное состояние маленького пациента. Есть и другие примеры социальной реабилитации детей, занимающихся оригами. Ученик 4 класса одной из киевских школ, благодаря увлечению оригами, не только преодолел обусловленную болезнью (нарушение речи) застенчивость, но и стал лидером группы детей, которых он обучал этому искусству. В моей практике были случаи, когда «отстающие» по основным предметам ребята, дети с ослабленным зрением, тревожные, необщительные, неуверенные в себе, были успешны в оригами и это им помогало справиться с их проблемами.
Обучение оригами и занятия с детьми в реабилитационных центрах не требуют много времени, или какого-то специального оборудования. В большинстве случаев нужны только бумажные квадраты или бумага формата А4 и элементарные знания работы в этой технике. Начальный курс оригами включает изучение базовых форм, основных приемов складывания, международных условных знаков для работы по схемам, знакомит с простыми классическими моделями , модульным оригами и техникой гофрировки. Изучаются также игровые методы работы с детьми. В оригами есть огромное количество моделей, разных по уровню сложности. Их выбор зависит от возраста ребенка и состояния его здоровья.
Больше по теме:
Коррекционно-развивающая программа «путь к вершине»
Цель программы: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками и плодотворного взаимодействия с учителями и родителями, адаптация в системе общественны ...
Подходы к определению
термина «планирование эксперимента». Выбор из возможных экспериментальных
планов
Можно выделить следующие традиции в понимании того, что следует считать планированием психологического эксперимента.
1. Выбор схемы, или плана, получения данных для проверки каузальной гипотезы. Такому представлению о планировании, когда ...
Онтогинез мотивационной структуры
человека.
Как указывает А. Н. Леонтьев, потребности ребенка удовлетворяются взрослым безотносительно к продуктивности собственной (в основном игровой) деятельности ребенка. Неудовлетворение биологических потребностей не стимулирует формирование ...