Заключение

Острая противоречивость книги М. Вертгеймера была вызвана тем, что в 30-е гг. ассоцианистский и логический подходы в исследовании и трактовке мышления превалировали. Начавшиеся позднее работы по искусственному интеллекту опирались именно на эти широко распространенные концепции. Этому способствовало и то, что основные операции данных подходов (корреляция, логические функции) легко выполнялись компьютером, в то время как операции целостного подхода были весьма расплывчатыми и даже при желании неясно было, как их реализовать.

Однако в подавляющем большинстве работ целостный подход лишь афишируется, что и предвидел М. Вертгеймер: «Некоторые положения очень напоминают формулировку гештальттеории. Однако, когда дело доходит до конкретного рассмотрения проблемы, вновь всплывают старые операции, старые правила и установки» [2; с. 39]. Чаще всего системный (целостный) принцип рассмотрения проблемы подменяют структурным. Различие между ними в том, что, реализуя структурный подход, при решении необходимо выявить и учесть структуру на множестве заданных элементов, а при целостном подходе необходимо разбить целое на элементы (части) так, чтобы они были согласованы друг с другом и с целым, и выявить их отношения (т. е. структуру). Структурность (и в частности, иерархичность) является неизбежным продуктом целостного подхода.

Больше по теме:

Биологическое и социальное в развитии человека
Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующегося разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства ...

Формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов
1. Тематические экскурсии 2. Семейные вечера отдыха3. Дискотеки 4. Конкурсы, викторины, беспроигрышные лотереи в развлекательных программах 5. Проведение конкурсов на лучшую мамину выпечку 6. Концерты детей-инвалидов 7. Праздники, по ...

Констатирующий эксперимент
Цель: Выявить наличие или отсутствие детей с аффективным поведением в группе. Методика констатирующего эксперимента. Опираясь на методику психолога-исследователя А.И. Захарова я определила направления, по которым, с моей точки зрения, ...