Анализ подходов к научению Толмена и Уотсона

Другое о психологии » Анализ подходов к научению Толмена и Уотсона

Страница 3

На это Толмен заявлял, что для него не имеет значения, обладает организм сознанием или нет. Как и подобает бихевиористу, он сосредоточил внимание на внешних, наблюдаемых реакциях. Он предположил, что причины поведения включают пять основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст. Поведение является функцией всех этих переменных, что может быть выражено математическим уравнением.

Между наблюдаемыми независимыми переменными и результирующим поведением Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, которые назвал промежуточными переменными. Эти промежуточные переменные фактически являются детерминантами поведения. Они представляют собой те внутренние процессы, которые связывают стимулирующую ситуацию с наблюдаемой реакцией.

Таким образом, формула S ® R должна читаться как S ® O ®R. Промежуточными переменными является все, что связано с "О", то есть с организмом, и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение.

Однако, оставаясь на позициях бихевиоризма, Толмен отдавал себе отчет: поскольку промежуточные переменные не подлежат объективному наблюдению, то они не представляют никакой практической пользы для психологии, если только их не удается увязать с экспериментальными (независимыми) и поведенческими (зависимыми) переменными.

[1]

Толмен Э. Поведение как молярный феномен//Хрестоматия по истории психологии. М" 1980. С. 46-63.

Страницы: 1 2 3 

Больше по теме:

Память человека.
Понятие о памяти в речевом обиходе занимает ведущее место среди всех других психологических терминов. Это в первую очередь связано реальным значением памяти в жизни и деятельности человека. Памяти издревле придавалось большое значение. М ...

Диагностика уровня и содержания адаптации 5-классников к новым условиям обучения
Методический комментарий Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраст ...

Запрос на психологическую помощь
Опосредованная психологическая помощь проходит три этапа: – во-первых, происходит психотерапевтическое обучение основам аутодиагностики стрессогенных жизненных событий (дидактический этап); – во-вторых, происходит анализ и оценка собств ...