Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.
· Реакция направлена на живое или неживое окружение, в форме подчеркивания степени фрустирующей ситуации, в форме очуждения внешней причины фрустации, или выявления в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию.
· Реакция направлена субъектом на самого себя, испытуемый принимает фрустационную ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет ответственность на себя за направление данной ситуации.
· Фрустирующая ситуация рассматривается как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать.
Реакции различаются также с точки зрения их типов:
· Тип реакции с фиксацией на препятствия. В ответе испытуемого, вызывающего фрустацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие, или описывается как не имеющее серьезного значения.
· Тип реакции с фиксацией на самозащите. Главную роль в ответе испытуемого принимает защита своего «Я», отмечает, что ответственность за фрустацию никому не может быть приписана.
· Тип реакции с фиксацией на удовлетворение потребностей. Ответ направлен на решение проблем, реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации.
Из сочетания таких шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.
Для обозначения направления реакции пользуются буквами E,I,M.
Е – экстрапунитивные.
I – интропунитивные.
М –импунитивные.
Типы реакций обозначаются следующими символами: ОD – с фиксацией на препятствия, ЕD – с фиксацией на самозащиту, NP – с фиксацией на удовлетворение потребностей, GCR - степень социальной адаптации. Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со «Стандартными» среднестатистическими реакциями.
Больше по теме:
Заключение.
Достижение цели дать представление о природе эмоций и чувств затруднено большим числом фактов, высказываемых теорий и предположений, в которых отсутствует определенная упорядоченность. Но из этого я смогла выяснить общие положения по данн ...
Коммуникация как социально-психологический феномен
Коммуникация
(от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – 1) Путь сообщения, линия связи. 2) Сообщение, общение [21, 287].
Под коммуникацией понимаются процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальн ...
Адаптация человека: понятие, структура, содержание
Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, нельзя не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определённое воздействие н ...