Асоциальная субкультура отличается содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами (с «чужаками», представителями правоохранительных органов, общественности, взрослыми и т.п.). Она прямо, непосредственно и жестко регулирует криминальную деятельность несовершеннолетних и их преступный образ жизни, внося в них определенный «порядок». В ней отчетливо прослеживается:
1) резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и ее криминальное содержание;
2) внутренняя связь с уголовными традициями;
3) скрытность от непосвященных;
4) наличие целого набора (системы) строго регламентированных в групповом сознании атрибутов.
Агрессия преступной группы выражается в :
1) попрании прав личности, выражающемся в агрессивном, жестоком и циничном отношении, к «чужим», слабым и беззащитным;
2) отсутствии чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим»;
3) нечестность и двуличие в отношении к «чужим»;
4) паразитизме, эксплуатации «низов», глумление над ними;
5) обесценивании результатов человеческого труда, выражающееся в вандализме;
6) неуважении прав собственников, выражающееся в кражах и хищениях;
7) поощрении циничного отношения к другим людям.
Субкультура групповой агрессиии включает в себя субъективные человеческие силы и способности, реализуемые, как правило, в групповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтов, управления преступными сообществами, криминальную мифологию, привилегии для «элиты», предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим», «чужим», лицам противоположного пола и т.п.), предметные результаты деятельности преступных сообществ (орудия и способы совершения преступлений, материальные ценности, денежные средства и т.п.).
Все это находит отражение, прежде всего, в особой преступной «философии» мира, оправдывающей совершение преступлений, отрицающей вину и ответственность за содеянное, заменяющей низменные побуждения благородными и возвышенными мотивами: в насильственных преступлениях –чувством «коллективизма», товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и т.п.; в корыстных преступлениях – идеей перераспределения имеющейся у людей собственности и ее присвоения с самой разнообразной «позитивной» мотивацией. Переход к рыночным отношениям стимулировал в преступной среде идею быстрого обогащения, пренебрежения экономическими интересами других людей, что дало вспышку корыстной преступности со своими жесткими правилами игры.
Преступные группы, члены которых чувствуют психологическую и моральную поддержку друг друга, чаще всего совершают дерзкие ограбления, разбойные нападения, кражи, групповые изнасилования, учиняют циничные хулиганские действия. Преступные группы, сложившиеся на антиобщественной основе и преследующие асоциальные цели деятельности возникают не столько на основе общих симпатий, сколько общности криминальных интересов, потребности в поддержке в совместной криминальной деятельности. Находясь в группе, индивид чувствует себя единым целым с данной группой, поэтому он зачастую утрачивает свою индивидуальность и начинает мыслить и действовать как все, повинуясь единому групповому порыву.
Больше по теме:
Типы акцентуации характера
Учет индивидуально-психологических особенностей подростка необходим для более эффективной организации работы с ним
На основе работ А.Е.Личко (см.7), Эйдемиллера(см.19) и В.А.Федорова(см.14) мы рассмотрели типы акцентуаций характера и соо ...
Воображение
Воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение – это сп ...
Подходы к периодизации
детства и определению ведущего типа деятельности
Ведущая деятельность – деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой [2].
Всякое изменение происходит во времени независимо от того, является ли оно ...