Понятие агрессии. Типология агрессии

Другое о психологии » Анализ групповой агрессии » Понятие агрессии. Типология агрессии

Агрессия (лат. – agressio – приступ, нападение) – мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, материальный или психологический ущерб другим людям.

Под агрессией обычно понимают осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей. Э. Фромм определяет агрессию более широко как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту. Несмотря на различия в определении понятия агрессии идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда [ 2, с. 329].

Основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст. Существует огромное число исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родители—ребенок», эмоциональной депривацией в семье и агрессией. Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей или если ребенок не ощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность делинквентного, противоправного поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям.

В психологии принято выделять следующие виды агрессии:

1) физическую, т.е. использование физической силы против другого лица или объекта;

2) вербальную, проявляющуюся в выражении негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угрозы, проклятья, ругань, оскорбления);

3) прямую, непосредственно направленную против конкретного объекта или субъекта;

4) косвенную – совершение действий, направленных окольным путем на другое лицо (злобные сплетни, шутки, измышления и т.п.), и действий, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью, проявляющихся во взрывах ярости, крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.;

5) инструментальную, являющуюся средством достижения какой-либо цели (например, достижения победы в соревнованиях);

6) враждебную, выражающуюся в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту (убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, сексуальное насилие и т.п.);

7) аутоагрессию, проявляющуюся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до суицида.

Больше по теме:

Характерологические особенности темперамента
Сильный уравновешенный, подвижный (сангвинический темперамент). У представителей данного типа темперамента психические процессы характеризуются большой скоростью протекания (быстрой реакцией на раздражители). Сангвиники отличаются высоко ...

Обобщение исследования социально-психологической готовности к труду в современной, отечественной и зарубежной психологии
Между понятиями «готовность» и «социально-психологическая готовность», существует родовидовое отношение, поэтому, чтобы выявить сущность категории «социально-психологическая готовность», необходимо исходить из категории «готовность». Проа ...

Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения
Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: ...