Гипотеза Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития считается общепринятой в современной возрастной психологии.
По мнению Л.С. Выготского, гипотеза Д.Б. Эльконина связана, со стремлением перейти от «чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития».
Для создания новой возрастной периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконин взял за основу идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, но исходил и из собственных заключений:
Возрастное развитие – это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок.
Развитие – это диалектический процесс, определяемый внутренними противоречиями, целенаправленный, неравномерный, имеющий на своем пути определенные критические периоды.
Природу детства следует рассматривать в ее конкретно-историческом понимании.
В основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека.
Таким образом, вся психическая деятельность человека была рассмотрена ученым как процесс непрерывной смены деятельности, в которой выделяются ведущая деятельность, новообразования и кризисы данного возраста.
Д.Б. Эльконин внес огромный вклад в развитие отечественной психологической науки. В своей статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971 г.) Эльконин впервые последовательно представил возраст в логике деятельностного подхода, по-новому объяснил содержание кризисов развития, открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности:
Подход этого ученого считается общепринятым в современной возрастной психологии, а проблема периодизации навсегда останется актуальной.
Больше по теме:
Особенности помощи семьями, воспитывающими детей с
отклонениями в развитии, в рамках раннего психолого-педагогической сопровождения
Важную роль в разработке программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития играет учет особенностей семейного воспитания, привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу. Особое вн ...
Формирование личности, субъекта общения,
познания и деятельности
В дошкольном периоде появляется личностная форма поведения, связанная не только с выделением собственного «я», но и спринципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру. Преобладание тематики, связанной с изображением человека ...
Определение понятия «вандализм»
Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека. В последние годы это явление обсуждается в российской печати, опубликовано несколько научных работ, посвященных отдельным проявлениям вандализма.
Слово "вандализм" пр ...