Общие проблемы формирования мировоззрения личности

Другое о психологии » Акцентуации и выбор профессии » Общие проблемы формирования мировоззрения личности

Страница 3

Понятие «ценность» впервые введено У. Томасом и Ф. Знанецким. Они используют понятие «ценность» в социологии, тогда как до них это понятие существовало только в философии. Авторы рассматривают понятие «аттитюд» как переживание смысла, ценности социального объекта. Структуре аттитюда посвящены работы Д. Креча и С. Крачфилда. Т. Парсонс впервые вводит понятие «ценностная ориентация».

Большое внимание уделил изучению ценностей М. Рокич. Он определил ценности личности как «абстрактные идеи положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях».

Психологическая наука рассматривает ценностные ориентации тесно связанными с познавательными и волевыми процессами, образующими содержательную сторону направленности личности, основу ее отношения к действительности. Психология уделяет особое внимание регулирующей функции ценностных ориентаций для возможного прогнозирования поведения человека. В психологических исследованиях рассматривается роль ценностных ориентаций в формировании потребностей, целей, мотивации и мировоззрения личности.

В.А. Павловский и И.А. Раппопорт делят ценности личности по принципу профессиональной направленности [33,36].

В.А. Ядов разрабатывал теорию аттитюда и пришел к выводу о том, что аттитюд является менее крупным элементом структуры личности, чем ценностные ориентации. По мнению автора, ценностные ориентации представляют собой «систему аттитюдов относительно действительности. Эта система иерархична по ряду параметров, главный из которых - устойчивость самой системы.

Система аттитюдов, называемая ценностной ориентацией, выражает направленность личности на определенные нормы и ценности. Эта направленность характеризуется когнитивными, эмоциональными и поведенческими компонентами». В.А. Ядов рассматривает ценностные ориентации как центральное звено личности, определяющее ее отношение к обществу, социальной группе, самой себе. Его подход предполагает формирование структуры ценностных ориентаций у человека на протяжении многих лет. В.А. Ядов отмечал, что эти изменения происходят постепенно и зависят не только от изменений социально-общественной среды, но и связаны с индивидуально-типическими изменениями в человеке. В.А. Ядов использует понятие диспозиций личности, которые образуют иерархическую систему. Вершиной ее являются мировоззрение личности, интегрированное посредством системы ее ценностных ориентаций. Диспозиционная структура определяет внутреннюю взаимосвязь мировоззрения и свойств личности.

В.А. Ядову удалось объединить понятия установки, отношения и направленности личности [7,15].

В.Н. Мясищев, описывая систему отношений личности, подчеркивал избирательность связей личности с окружающей средой. Такая избирательность определяется ценностью, которую представляет для личности объект, определяемый через «оценочные отношения» личности.

Все исследователи подчеркивают регулирующую функцию ценностных ориентаций, определяющих поведение личности, ее цели и мотивы.

Рассматривая направленность личности Б.Г. Ананьев уделял особое внимание ценностным ориентациям: «направленность личности на те или иные ценности составляют ее ценностные ориентации».

А.Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации личности как ось сознания, «обеспечивающую устойчивость личности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности». Система ценностных ориентаций образует направленность личности, регулирует деятельность [7,15].

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Позиция психолога по организации адаптации умственно-отсталых учащихся в школах-интернатах
В последние годы неотъемлемой частью коррекционно-воспитательной работы в социальных школах стало психологическое сопровождение процесса обучения детей. Роль психолога в данных школах определяется необходимостью психолого-педагогической д ...

Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности
Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способно­стей. Насколько она выражена – зависит от множества факторов. Пси­хологическую устойчивость поддерживают внутренн ...

Психологическое заключение по результатам диагностического обследования
Диагноз: Дочь хочет большей самостоятельности. Мать этому мешает Подойти к обсуждению этого вопроса обычно несложно, поскольку за время беседы набирается довольно много высказываний типа “Без меня он ничего не сделает” или “Она этого не ...