Выводы

Таким образом, знание о наиболее существенных причинах, которые не позволяют в полной мере оказывать психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями, дает возможность сформулировать ряд положений, позволяющих кардинально реализовать накопившийся опыт коррекционной работы с данной категорией детей.

Именно создание службы раннего психолого-педагогического сопровождения позволяет систематизировать, регулировать и согласовывать коррекционные, развивающие, воспитательные образовательные и оздоровительные стратегии и воздействия, синтезирует отдельные компоненты процесса развития. На основании представленных материалов, можно сделать вывод о том, что интегрированный психолого-педагогический подход к построению содержания коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями, как никакой другой, отвечает современным задачам обучения, специфическим потребностям и возможностям, а также позволяет приблизится к воплощению идеи позитивного развития таких детей и включения их в жизненное пространство.

Создавая систему ранней помощи, важно помнить, что это не самостоятельная замкнутая система, а часть большого целого - системы специального обучения, реабилитации через образование. Достижения специалистов в области раннего вмешательства становятся достоянием всех дефектологов, а достижения дефектологов стали доступны специалистам, работающим с детьми раннего возраста.

Такой подход оправдан, востребован и необходим, так как позволяет создавать реально и эффективно работающий компонент системы коррекционно-развивающего обучения.

Важно отметить, что несмотря на существующие трудности, региональная практика создания служб ранней помощи расширяется. Действуют различные модели служб, реализуются региональные эксперименты. Проведенный всероссийский мониторинг показал наличие поддержки региональных инициатив со стороны местных руководителей. Поддержать этот процесс, активизировать движение регионов в направлении создания служб и центров ранней помощи детям с ограниченными возможностями, оптимизировать их деятельность способна только продуманная социальная политика, реализуемая через федеральные социальные программы.

Ввиду экономических трудностей настоящее время - не самое благоприятное для решения проблемы раннего психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, ибо глубокое изучение психического развития «особых» детей, и подготовка необходимых специалистов, и создание сети диагностических и консультативных учреждений, и изменение ситуации в домах ребенка и специализированных образовательных учреждениях требуют значительных затрат, однако начинать эту работу необходимо, она направлена на будующее, а педагогика, в том числе и специальная, - это наука, работающая на будущее общество, на улучшение жизни всех членов общества, в том числе и тех, которые только начинают свое существование на земле.

[1] Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 1997. - № 4. - С.3-15.

[2] Данные исследований приводятся в статье М.В. Жигоревой. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии. // Коррекционная педагогика. Теория и практика. - № 5, 2007.

[3] Данные из статьи Малофеева Н.Н., Разенковой Ю.А., Урядницкой Н.А. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации. // Дефектология - № 6, 2007.

Больше по теме:

Роль мотивации в эффективном управлении персоналом.
Управление людьми представляет собой компонент управления любой организации, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. Однако по своим характеристикам люди существенно отличаются от любых других используемых организацией ...

Творческий путь А.Н. Леонтьева
Алексей Николаевич Леонтьев сделал деятельность предметом и методом психологического исследования. Он назвал категории деятельности сознания и личности как «наиболее важные для построения непротиворечивой системы психологии как конкретной ...

Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов
Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов — неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Характерные признаки: хронические опоздания школу, на уроки; длительное приготовление домашних заданий; астеническ ...