Особенности психотерапевтической помощи в постсоветском пространстве

Другое о психологии » Актуальность психотерапии в культуре современного общества » Особенности психотерапевтической помощи в постсоветском пространстве

Страница 1

Со времен становления и развития психологической и психотерапевтической помощи населению в государственных и частных организациях на территории постсоветского пространства исследование особенностей и характера этой помощи не проводились. В связи с тем, что многие направления психотерапии пришли в Россию с Запада и из США, следовательно, они должны были пройти путь адаптации к российской историко-культурной ситуации.

В то же время, раз в обществе сформировался спрос на такого рода помощь, на территории постсоветского пространства были все условия для рождения "своей" психотерапии, соответствующей психотерапевтическому запросу представителей именно нашего общества. В связи с этим правомерно задаться вопросом о том, каковы особенности и характер психологической и психотерапевтической помощи в России, каков портрет современного российского адресата психотерапевтической помощи и каков образ специалиста, оказывающего эту помощь. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность и практическую значимость исследования.

Для ответа на поставленные вопросы было проведено пилотажное исследование предложений психологической и психотерапевтической помощи среди психологических центров, размещающих информацию о себе и своей деятельности в интернете. Критерием отбора психологических центров для исследования являлось наличие у центра персонального сайта, а также нахождение информации о центре в верхних строках поисковой системы Yandex в ответ за запрос "психологическая помощь". Было проанализировано 9 психологических центров (позиционирующих себя именно как "психологический центр"), соответствующих вышеуказанным критериям.

Каждый центр анализировался по следующим заданным переменным: название центра; дата основания центра; спектр предоставляемых психологических услуг; спектр предоставляемых иных (не психологических) услуг; партнеры центра/ сайта (в том числе реклама через баннеры); обещаемые психотерапевтические результаты; психотерапевтическое направление; круг разрешаемых центром психологических проблем; описание специалистов центра (пол, образование, членство в профессиональных обществах, ассоциациях, вид психотерапии, используемый специалистом, название и характер тренингов, которые ведет специалист, т.д.); программы тренингов (название, на что направлены, какой обещают результат); темы, обсуждаемые на форуме центра, часто задаваемые вопросы, вопросы и ответы; литература, предоставляемая на сайте.

Наиболее важными предварительными результатами исследования являются:

1. Названия центров (Встреча, Счастливая семья, Диалог, Интеграция, Альтернатива, др.) отражают наиболее часто встречаемые запросы со стороны адресата психологической помощи: желание научиться завязывать знакомства с противоположным полом, поддерживать отношения, конструктивно разрешать супружеские проблемы и проблемы, связанные с воспитанием детей, подростков, желание научиться преодолевать жизненные трудности, желание приобрести душевную гармонию, выйти из депрессивного состояния и начать новую жизнь и т.д.

2. Стремясь привлечь в центр как можно большее количество клиентов и получить большую прибыль, центры предлагают как можно больший спектр психотерапевтических направлений (НЛП, Эриксоновский гипноз, гештальт-терапия, гуманистическая и экзистенциальная терапия, когнитивная и позитивная терапия, психоаналитическая терапия, символдрама, др.). Данная особенность выглядит естественно в случае, когда в центре работают профессионалы, специализирующиеся каждый в одном направлении. Когда же специалист (встречается наиболее часто), использует несколько, часто взаимоисключающих направления (например, психоаналитическая и клиент-центрированная психотерапия), профессионализм центра и работающих в нем специалистов, кажется сомнительным.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Чем врачебная практика отличается от психоаналитической
На занятиях по медицине привыкли к наглядности. Вы видите анатомический препарат, осадок при химической реакции, сокращение мышцы при раздражении нервов. Позднее вам показывают больного, симптомы его недуга, последствия болезненного проце ...

Убеждение
Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения ...

Теория Эриксона об адаптации и самоадаптации - психосоциальные стадии развития личности
Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, ...