♦ Авторитарность — причины: защита-рационализация, завышенная самооценка, властность, схематизация типов учащихся.
♦ Демонстративность — причины: защита-идентификация, завышенная самооценка, эгоцентризм.
♦ Дидактичностъ: стереотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональная акцентуация.
♦ Догматизм педагогический: стереотипы мышления, возрастная интеллектуальная инерционность.
♦ Доминантность: неконгруэнтность эмпатии, т. е неадекватность, несоответствие ситуации, неспособность эмпатировать, нетерпимость к недостаткам учащихся; акцентуации характера.
♦ Индифферентность педагогическая: защита-отчуждение, синдром "эмоционального сгорания", генерализация личного отрицательного педагогического опыта.
♦ Консерватизм педагогический: защита-рационализация, стереотипы деятельности, социальные барьеры, хроническая перегрузка педагогической деятельностью.
♦ Ролевой экспансионизм: стереотипы поведения, тотальная погруженность в педагогическую деятельность, самоотверженный профессиональный труд, ригидность.
♦ Социальное лицемерие: защита-проекция, стереотипизация морального поведения, возрастная идеализация жизненного опыта, социальные экспектации, т. е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации.
♦ Поведенческий трансфер: защита-проекция эмпатических тенденций присоединения, т. е. проявление реакций, свойственных воспитанникам, — использование выражений и манер поведения.
Завершая анализ проблемы, Э. Ф. Зеер обозначает и возможные пути профессиональной реабилитации:
1) повышение социально-психологической компетентности и ауто-комиетентности;
2) диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;
3) прохождение тренингов личностного и профессионального роста;
4) анализ профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;
5) профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;
6) овладение приемами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;
7) систематическое повышение квалификации, периодически переход на новую квалификационную категорию или должность
Больше по теме:
Современные концепции, исследующие биопсихосоциальную природу человека.
Человек – существо биопсихосоциальное. На формирование личности оказывает влияние общество. Все, чем отличается человек от остального мира природы – разум, воля, характер, сознание, потребности, способности – формируются непосредственно в ...
Анализ общепсихологического подхода к изучению
семьи
Проблема становления, устойчивости семьи – одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демо ...
Учение о бессознательном
Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были ...