Доминирующий тип личности

Отличительной особенностью данной группы детей является стремление к самостоятельности, независимости, самоутверждению. Они уверены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Большинство детей этой группы – мальчики. Высокая активность сочетается у них, как правило, с низким самоконтролем, что порождает трудности адаптации, связанные с выполнением норм и правил поведения. Они непоседливы, часто нарушают дисциплину, стараясь всячески привлечь к себе внимание окружающих.

Вероятность возникновения конфликта возрастает при наличии недостаточной сформированности интеллектуальной сферы. В общении они начинают проявлять агрессию, повышенную возбудимость и раздражительность, постоянно сорятся с одноклассниками, вступают в драки и другие конфликты.

Конфликтная ситуация для детей с доминирующим типом личности возникает в том случае, если окружающие пытаются противодействовать их стремлениям, подавить, подчинить их.

Существует 2 варианта доминирующего типа:

1. Дети, отличающиеся активностью в общении, склонностью к лидерству в группе.

2. Дети, проявляющие интравертированные черты, стремящиеся, прежде всего, к самоактуализации и занятию лидирующей позиции в значимых для них видах деятельности.

Психолого–педагогические рекомендации.

Для детей доминирующего типа личности недопустимо воспитание в виде гиперопеки или подавления. Запрещение тех или иных занятий делает их наиболее привлекательными для ребенка, а поощрение и стимулирование – отвергаемыми. Наказание формирует агрессию. Лучшая мера по отношению к такому ребенку – доверие, акцентирование на его самостоятельности, при чувстве ответственности за выполняемое дело. Ребенку необходимо внушать, что он все может сделать сам, как считает нужным, но при этом отвечать за свои поступки.

Тем детям, которые стремятся к лидерству в группе, необходимо помочь наладить общение, научить их более активным и успешным формам и способам взаимоотношений с окружающими.

Следует не реагировать на резкие негативные реакции таких детей, возможные нарушения норм поведения, помня, что они играют защитную компенсаторную роль.

Детям со склонностью к доминированию в значимых для них видах деятельности необходимо помочь само актуализироваться, позволив отдать все силы предпочитаемым занятиям, возможно, несколько снизив требования в отношении других видов деятельности.

Надо всячески поощрять успехи такого ребенка, делать их достоянием гласности. Отрицательные оценки можно давать только очень аргументировано, объясняя ребенку все его промахи и неудачи. Делать это лучше наедине.

Больше по теме:

Сравнительный анализ результатов первичного и контрольного исследования
Сравнительный анализ уровня тревожности учащихся до и после проведения коррекционно-развивающих занятий Как видно из сравнительной гистограммы уровня тревожности, уровень общей тревожности в группе снизился с 44% до 36,5%. Если при перв ...

Культура здоровья: предмет, причины и история возникновения, базовые идеи и принципы
Валеология (от лат. valeo – здравствовать, быть здоровым и греч. logos - слово, наука) – наука о здоровье и качестве жизни. В основе валеологии лежат нормальная физиология, биохимия, генетика, психология, традиционная медицина, современна ...

Сущность ломброзианства
Все эти идеи удалось синтезировать и развить профессору Ч. Ломброзо, пытавшемуся основать новую науку — уголовную антропологию. В центр своих исследований Ч.Ломброзо поставил преступника, изучению которого, по мнению ученого, его предшест ...