Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом. Советы психолога Н.Л. Белопольской

Другое о психологии » Адаптация ребенка к школе » Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом. Советы психолога Н.Л. Белопольской

Письмо. Прежде всего, следует сказать, что обучение письму в современной школе проводится по специальной методике безотрывного письма, с которой подавляющее число родителей незнакомо. В детском саду детей учат писать только печатными буквами.

Я стала заниматься письмом печатными буквами, и прежде всего, позаботилась подготовить ребенка к графической деятельности. Сюда вошли такие упражнения: рисование, копирование, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезание, выкладывание мозаики, пазлы. Все это развивает мелкую моторику и пространственную ориентировку, что является необходимым компонентом навыка письма. Включила в занятия рисования по точкам на клетчатой бумаге, что в будущем поможет ориентироваться в тетради. После таких занятий легче овладеваеться безотрывное письмом.

Чтение. На первом этапе обучения чтению имеет смысл выучить группу звуков, разъяснить ребенку разницу между гласными (тянутся) и согласными (произносятся отрывисто) звуками. Затем нужно показать, как из согласного и гласного звуков можно составлять слоги. Из выученных букв – звуков (буквы пишутся, звуки произносятся) составляют 3 – 4 – слога, например, ма, ра, жа, на. Требуйте от ребенка, чтобы он произносил первый звук до тех пор, пока не прочитает второй (м – м – м – м – а – а). Так формируется слияние звуков в слоги. На первых порах дети читают нараспев, выделяя гласные звуки и помогая себе тем самым сливать звуки в слоги и слоги в слова.

Ребенок должен самостоятельно найти определенные слоги среди других и прочитать их. Потом из знакомых слогов составляют несколько слов (рама, наша, мама, и т.д.) и читают их несколько раз по слогам. Затем добавляют несколько новых букв – звуков (гласных и согласных), составляют из них новые слоги и новые слова. Потом можно перейти к чтению закрытого слога (уж, ан) и сравнить открытый слог с закрытым, так как, не уяснив разницу между ними, ребенок будет допускать ошибки типа перестановок, читая слоги то слева направо, то справа налево.

Если самый первый этап обучения чтению прошел успешно, то ребенку будет нетрудно перейти к чтению многосложных слов и предложений. Прочитав новое слово, ребенок должен не глядя в текст повторить его и осознать, что оно значит. Иногда даже простые слова, прочитанные с неправильным ударением, остаются непонятыми детьми.

В период обучения ребенка чтению я купила ему азбуку, книги с короткими рассказами и сказками, легко понятные и напечатанные крупными буквами, пригодные для самостоятельного чтения, так и более сложную детскую литературу, необходимую ребенку по возрасту.

Обучение счету. Устный счет, которому придается большое значение в начальной школе, основан на групповом счете, т.е. на знании состава числа.

Ознакомьте ребенка с понятием «состав числа» можно на наглядном примере. Для начала лучше взять не большое число 3 или 4. Ребенку предлагают, например, разложить 3 палочки на 2 кучки. Очень скоро ребенок убедится, что возможны только два варианта: 1 и 2 или 2 и 1. Это и есть модель понятия «состав числа», т.е. чтобы получить число 3 надо к 1 прибавить 2 или к 2 прибавить 1. Тоже упражнение проделываются и с другими числами.

Мой ребенок, воспринял эти занятия как веселую игру и тем самым подготовился к освоению числа в школе.

Больше по теме:

Доминирующий тип личности
Отличительной особенностью данной группы детей является стремление к самостоятельности, независимости, самоутверждению. Они уверены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Большинство детей этой группы – мальчики. Выс ...

Уровни адаптации детей к школе
I. Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, воспринимает адекватно учебный материал и легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилеже ...

Биологические основы эмоций по Ч. Дарвину.
Дарвин изучал проблему происхождения эмоций и связывал эмоции с жизненными процессами. Этот факт указывает на природное происхождение по крайней мере самых простейших эмоций. Во всех тех случаях, когда жизнь живого существа замирает, час ...