5) При рассмотрении психологических причин нарушений поведения необходимо учитывать индивидуально-личностные характеристики ребенка в их взаимосвязи и с учетом динамики их развития в онтогенезе (принцип развития).
Таким образом, всестороннее осмысление проблемы нарушений поведения, понимание природы детской агрессивности должны основываться на учете онтогенетических особенностей регуляции поведения в целом, половозрастных различий в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, в частности, а также влияния специфики семейного воспитания и социальной адаптированности ребенка.
Именно так можно изучить механизм и объяснить взаимосвязи нарушений в регуляторных функциях психологической (мотивация, эмоции, воля, мораль) и социальной (воспитание, адаптация) структур личности ребенка и нарушений поведения[ 9, с. 23].
Эффективность коррекции нарушений поведения есть результат системного воздействия и изменения мотивационного, эмоционального, волевого и нравственного компонентов регуляции с учетом взаимосвязанных отношений между ними.
В связи с этим необходимы социальные, психологические и иные критерии для оценки его выраженности.
В отечественной литературе принято выделять непатологические и патологические формы девиантного поведения. Непатологические девиации — это нарушения поведения у психически здорового человека.
В любом случае девиантное поведение сохраняет свою связь с половозрастными особенностями личности и ее непатологическими отклонениями, к числу которых применительно к детям можно отнести:
Ø психологические особенности возрастного развития;
Ø возрастные непатологические ситуационно-личностные реакции;
Ø особенности характера;
Ø социально-педагогическую запущенность.
Патологические формы девиантного поведения — понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно-психических нарушениях, как патологические ситуационно-личностные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержка темпа психического развития.
Для характеристики второй группы нарушений поведения нужны медицинские критерии, так как речь в этом случае идет о клиническом проявлении заболевания в их непсихотических и психотических формах проявления.
Анализ классификаций показывает, что вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками нарушений поведения.
Агрессивность
условно можно разделить на разные категории.
По направленности на объект
разделяют:
на внешнюю (гетеро), характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия).
Ребенок набрасывается с кулаками на своего обидчика или «срывает злость» на окружающих, издевается над животными, портит вещи обидчика и пр.;
Больше по теме:
Типы и формы социальных объединений
Становление субъективности человека прямо связано с историческими формами социальных объединений, принципами их организации, динамикой их изменения и развития. Проблема состоит в необходимости признания сущностного и родового характера с ...
Агрессивное поведение как психолого-педагогический и медико-социальный
феномен
Поведение, как считает большинство социальных психологов, является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. Иными словами, поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также т ...
Гипертимный тип
Этот тип психопатий детально описан Schneider (1923) и П.Б. Ганнушкиным (1933) у взрослых и Г.Е. Сухаревой (1959) у детей и подростков. П.Б. Ганнушкин дал этому типу название "кон-ституционально-возбужденный" и включил в группу ...