В ходе нашего исследования была использована комплексная методика, включающая в себя опрос, метод анализа научной литературы по теме исследования, тестирование, методы математико-статистической обработки. При этом были использованы следующие тесты:
1. Методика диагностики агрессивности Басса – Дарки,
2.
Проективная методика Вагнера «Рука»
3.
Тест школьной тревожности Филлипса
4.
Шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилбергера и Ханина(полный вариант)
5.
Шкала астенического состояния (ШАС) Малковой Л.Д., Чертовой Т.Г.
Положения выносимые на защиту:
1) Микросоциальные факторы агрессивности: родительская семья (состав семьи, количество сиблингов их пол, отношение родителя к ребёнку и к самому себе), система отношений со сверстниками (формальный, неформальный статус ребёнка, мера индивидуальной адаптации младшего школьника), оценки педагога.
2)Социально-психологические факторы агрессивности младших школьников: Факторами агрессивности мальчиков являются: «негативное отношении родителя к себе и к ребёнку», «низкий уровень ситуативной тревожности», «низкий уровень социальной адаптации», «высокий уровень личностной тревожности», «беспечность»;
- Факторами агрессивности девочек являются: «положительное отношение родителя к себе и к ребёнку», «личностные характеристики», «сдержанность», «популярность в сфере эмоциональных межличностных отношений», «активность родителя», «высокий уровень социальной адаптации».
3) Проявления агрессивности младших школьников связаны с наличием таких психологических особенностей, как низкая социальная нормативность, слабая коммуникативная активность, независимость, директивность, беспечность, робость, ситуативная тревожность и неадекватная завышенная самооценка.
Гипотеза исследования:
Имеются психологические особенности связей уровня тревожности с уровнем агрессивности детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость:
Результаты данного исследования могут использоваться психологами, психотерапевтами, учителями.
Апробация работы.
Основные положения работы реализованы в практических рекомендациях по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях. С результатами данного исследования ознакомлены руководители МОУ «Булдеевская ООШ» Цивильского районаЧР, классные руководители параллели младших классов, психолог, а ряд аспектов проведённой работы освящены в стенгазете.
Больше по теме:
Средства массовой информации.
Не менее важным институтом социализации являются средства массовой информации. Их заслуга велика во многих сферах общественной жизни: культуре, политике, экономике, образовании и воспитании и др. Но вместе с тем, они вносят свой вклад в ...
Результаты и их интерпретация
Полученные данные позволяют сделать определённые предположения относительно взаимосвязи отдельных признаков.
Однако для достоверного изучения данные исследования были подвергнуты математико-статистической обработке, при помощи статистиче ...
Мышление как родовая способность человека
Термин "мышление" знаком каждому из нас. Житейская мудрость отмечает, что каждый человек считает себя умным или достаточно умным. На этот счет существует известная поговорка из разряда психологических: "многие жалуются на ...