В ходе нашего исследования была использована комплексная методика, включающая в себя опрос, метод анализа научной литературы по теме исследования, тестирование, методы математико-статистической обработки. При этом были использованы следующие тесты:
1. Методика диагностики агрессивности Басса – Дарки,
2.
Проективная методика Вагнера «Рука»
3.
Тест школьной тревожности Филлипса
4.
Шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилбергера и Ханина(полный вариант)
5.
Шкала астенического состояния (ШАС) Малковой Л.Д., Чертовой Т.Г.
Положения выносимые на защиту:
1) Микросоциальные факторы агрессивности: родительская семья (состав семьи, количество сиблингов их пол, отношение родителя к ребёнку и к самому себе), система отношений со сверстниками (формальный, неформальный статус ребёнка, мера индивидуальной адаптации младшего школьника), оценки педагога.
2)Социально-психологические факторы агрессивности младших школьников: Факторами агрессивности мальчиков являются: «негативное отношении родителя к себе и к ребёнку», «низкий уровень ситуативной тревожности», «низкий уровень социальной адаптации», «высокий уровень личностной тревожности», «беспечность»;
- Факторами агрессивности девочек являются: «положительное отношение родителя к себе и к ребёнку», «личностные характеристики», «сдержанность», «популярность в сфере эмоциональных межличностных отношений», «активность родителя», «высокий уровень социальной адаптации».
3) Проявления агрессивности младших школьников связаны с наличием таких психологических особенностей, как низкая социальная нормативность, слабая коммуникативная активность, независимость, директивность, беспечность, робость, ситуативная тревожность и неадекватная завышенная самооценка.
Гипотеза исследования:
Имеются психологические особенности связей уровня тревожности с уровнем агрессивности детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость:
Результаты данного исследования могут использоваться психологами, психотерапевтами, учителями.
Апробация работы.
Основные положения работы реализованы в практических рекомендациях по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях. С результатами данного исследования ознакомлены руководители МОУ «Булдеевская ООШ» Цивильского районаЧР, классные руководители параллели младших классов, психолог, а ряд аспектов проведённой работы освящены в стенгазете.
Больше по теме:
Биологические основы эмоций по Ч. Дарвину.
Дарвин изучал проблему происхождения эмоций и связывал эмоции с жизненными процессами.
Этот факт указывает на природное происхождение по крайней мере самых простейших эмоций. Во всех тех случаях, когда жизнь живого существа замирает, час ...
Организация и проведение экспериментального
исследования, анализ его результатов
Констатирующий эксперимент
Как известно, одной из основных задач начальной школы является создание таких условий для формирующейся личности, которые обеспечивали бы оптимальное развитие и удовлетворение потребности в творчестве.
Задачей ...
Стили руководства группой
Личность психолога является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга. Многие авторы (А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом и др.) придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей повед ...