Работа с детьми предполагает учет фактора развития. Значительная часть проявлений детей, в особенности поведенческого уровня, с течением времени неизбежно будет заменена другими в соответствии с изменениями, присущими возрастным сдвигами. Принятие гипотезы о том, что любое проявление поведения ребенка имеет какое-то приспособительное значение, и в этом смысле позитивно, помогает взрослым - педагогам и родителям оставаться по позициях заботливого родителя в тяжелых и непонятных ситуациях. Для нормального развития и функционирования любой ребенок нуждается в существовании позитивной "Я - концепции". Ребенок строит ее сам, но обязательно при помощи взрослых. Именно поэтому взрослым необходимо иметь позитивную концепцию развития ребенка. Иными словами взрослым необходимо ответить на вопрос: каков же положительный образ данного ребенка, каковы его позитивные черты.
Воспитывающие "трудного" ребенка взрослые тоже нуждаются в определенной поддержке. Например, в отреагировании своих эмоциональных переживаний не меньше, чем сам ребенок. Потребность поделиться трудностями и найти понимание своим чувствам создает основу заинтересованности педагогов и родителей в специальных занятиях по поводу "трудных" детей.
Предлагаемые методы коррекционной работы основаны на перечисленных выше положениях и имеют следующие особенности:
Комплексный подход к решению проблем:
А) учет всех основных подсистем социальной структуры в которую входит ребенок: подсистема учителя-дети, подсистема родители-дети, подсистема сверстников;
Б) работа может проводится во всех системах параллельно, или в каждой из под систем в отдельности, или в различных их сочетаниях;
Позитивный подход к решению проблем. Реализация принципа развития:
А) работа ориентирована не на искоренение недостатков, а на выявление и развитие сильных сторон личности ребенка;
Б) делается акцент на реальные возможности ребенка (изучаются его индивидуальные и возрастные особенности).
Предоставляется возможность краткосрочной работы. Требуется немного времени и по продолжительности каждого занятия, и по общему числу занятий. Краткосрочность - важное условие возможности включения психокоррекционных методов в реальность школьной жизни.
Специально организованная коррекционная работа решает следующие задачи:
профилактика или восстановление нарушенных отношений учителей с "трудными детьми";
восстановление и укрепление позитивного восприятия и принятия родителями своего ребенка;
повышение коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками;
Следствиями коррекционной работы с применением предлагаемых методов являются изменения, относящиеся к характеристиками "психологического клиента" и "профессиональной компетентности":
привлечение внимание детей к личности ребенка, его эмоциональным потребностям, тренировка умения замечать и видеть сильные стороны в окружающих приведет к улучшению психологического климата в школе;
улучшение эмоционального самочувствия родителей, снижение чувства вины к повышению конструктивности в отношениях с детьми и школой;
одно из следствий работы с детьми - уменьшение конфликтности детского коллектива.
Коррекционная работа с родителями и с педагогами должна проводится школьным психологом или специально обученным педагогом. Работа с группой детей требует квалификации в области групповой работы.
Для занятий отбираются дети с "плохим поведением", либо "чрезмерное зажатие" дети". Взаимодействие детей с полярными проявлениями в поведении позволит им лучше понять друг друга, увидеть сильные и слабые стороны своего поведения.
Больше по теме:
Соотношение социометрического статуса дошкольника и самооценки
В отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его Я. Оно не может быть только познавательным; оно всегда отражает особенности личности самого человека. В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жи ...
Внутренний мир человека в житейской психологии
Пронизанность обыденной жизни человека множеством психологических связей и отношений с другими людьми представляет собой основу для возникновения так называемой житейской психологии. Житейскую психологию называют также донаучной, подчерк ...
Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже
Что же можно считать главным результатом научной деятельности Пиаже? Он создал Женевскую школу генетической психологии, котораяизучает умственное развитие ребенка. Термин "генетический", используемый в выражении "генетическ ...