Проблема классификации эмоций

Природа чувств и эмоций » Проблема классификации эмоций

Страница 2

психические явления

интеллектуальные эмоциональные волевые

С.А.Рубинштейн предложил свою классификацию психических явлений:

психические явления

интеллектуальные аффективные

считая волю “верхушечным слоем” аффективных процессов.

Большинство авторов пытается определить хотя бы ограниченное число эмоций, не говоря уже о положительных и отрицательных.

Так как вероятность удовлетворения потребностей зависит от действий субъекта, предполагается, что именно характер действий может служить классифицирующим принципом для выявления фундаментальных эмоций [Симонов, стр.141].

Взаимодействие с объектом удовлетворения потребности бывает либо контактным, либо дистанционным.

Дистанционные действия:

1)наступление (преодоление);

2)оборона (защита, сохранение);

3)отступление (утрата ранее занимаемых позиций).

В случае одновременной актуализации двух или более потребностей они могут порождать сложнейшие эмоциональные аккорды.

Например, при совпадении отвращения и удовольствия возникает пресыщение, а при совпадении удовольствия и страха – риск. Потребности делят на три группы:

1) материально-биологические;

2) социальные;

3) идеальные.

Каждая из этих трех групп делится на потребности "нужды" (сохранения) и "роста" (развития), а первые две группы имеют еще варианты "для себя" и "для других".

Дальнейший анализ обнаружил минимум три дополнительных потребности: потребность преодоления (воля), потребность в вооружении средствами и способами удовлетворения потенциальных потребностей и потребность экономии сил.

К понятию "потребность" тесно примыкает феномен мотивации.

Мотивация – второй этап целенаправленного поведения; по сравнению с актуализацией потребности, ее можно рассматривать как "опредмеченную потребность". Не существует мотивации без потребностей, но вполне существует потребность, не ставшая мотивацией.

Таким образом, мотивация – физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению.

Страницы: 1 2 

Больше по теме:

Нестандартные задания по математике, как средство развития творческой личности учащихся начальной школы
Модернизация образовательной отрасли "Математика" в контексте задач единого образовательного простора Украины на современном этапе ориентирована, в первую очередь, на обеспечение развития познавательных способностей школьников, ...

А.Н. Леонтьев о трансформации деятельности
· деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. В данном случае говорят об укрупнении единиц деятельности . Например, при обучении управлению автомобил ...

Смена научного мировоззрения
Этапы становления и развития советской детской психология неразрывно связаны с историческимипреобразованиями, которые начались в нашей стране в 1917 году. Как бы ни относиться к тому что свершилось тогда, справедливость требует признать, ...