Брачно-семейные представления старших школьников

Другое о психологии » Брачно-семейные представления старших школьников

В XX веке в мире господствовал глобальный технократизм, в результате чего человечество оказалось на грани гибели. В России все это носило особенно острый, хотя и специфический характер. Провозглашенный как цель, человек в реальной жизни рассматривался фактически как средство, в результате чего произошла дегуманизация общества, в котором производство являлось первостепенной сферой, а культура, образование, семья - второстепенной, «надстроечной».

К сожалению, в настоящее время в России слишком медленно идет процесс переориентации ценностей; образование и семья брошены на произвол стихиям глубокого кризиса общества. Кризис, который в настоящее время переживает российское образование, принимает все более глубокий характер, поскольку не всегда и не везде удается этому социальному институту эффективно выполнять свои задачи по сохранению и передаче культурных ценностей, способствовать позитивным социальным изменениям.

Система образования влияет на все сферы общественной жизни, в частности и на семью. Например, образовательный уровень супругов во многих случаях влияет на стабильность семьи. От уровня образования зависят и установки на семейно-брачные отношения; к примеру, среди ценностей семейной жизни среди студентов ведущее место занимают психологическая и репродуктивная функции семьи. Респонденты выделяют в качестве главных факторов супружеских отношений взаимопонимание супругов, общность принципов, ценностей и норм поведения. Кроме этого система образования на уровне общеобразовательной школы помогает закладывать необходимые установки на семью и брак, организуя определенные дисциплины в школе.

Здесь мы упомянули о влиянии образования на институт семьи, но надо сказать, что и семья влияет на образование. Ни для кого не секрет, что установка на учебу детей закладывается прежде всего в семье и это во многом определяет состояние современной общеобразовательной школы. В условиях отхода от тоталитарного огосударствления всех сфер жизни возрастает роль семьи в социализации личности и в особенности, как подчеркивал Т. Парсонс [12], в «протосоциализации».

Формирование, развитие и угасание различных моделей социализации молодого поколения происходят постоянно. Но на эти проблемы, свойственные любому обществу, накладываются специфические особенности России. Глубокие преобразования привели к ломке старых ценностей и стереотипов: кризис и практическое исчезновение патриархальной семьи, радикальная трансформация образа жизни и культуры, одним из элементов которой стала множественность моделей поведения и стилей жизни.

Ломка старых ценностей в институте семьи не столь заметна, но она происходит.

Интерес общества к семье и браку по-прежнему велик, и интерес этот основан на том, что семья связана со всеми сферами человеческой жизнедеятельности. Стабильность общества и иерархия его внутренних связей и ценностей зависит от состояния института семьи.

Семья, как сейчас, так и ранее, всегда находилась на острие решения каких-либо социальных задач в человеческой истории, всегда выступая и субъектом, и объектом в этих социальных коллизиях, постоянно изменяя свою природу.

Насколько российский институт семьи и брака в процессе этих перемен приобретет новые или лишится старых своих качеств, зависит от отношения к той проблеме самого общества и государства. Семья может потерять определенную стабильность своей природы на фоне государственной нестабильности, а может наоборот ее приобрести, реагируя таким образом на внешний хаос.

Проблемы, как образования, так и семьи, являются объектом многих исследований, однако, зачастую, у них отсутствует интеграционный подход, вне которого невозможно решение комплексных проблем. Система образования практически не выходит на проблемы семьи, а семья не соприкасается в необходимей мере с системой образования. В результате возникает нейтральное поле, именно в таком поле оказалась одна из проблем социализации личности, а именно подготовка учащихся общеобразовательной школы к реализации социальных функций семьи.

В педагогике и в социологии семьи сделано немало. Педагогические аспекты проблемы подготовки будущего семьянина заложены в работах И.В. Гребенникова, Л.М. Панковой, А.Я. Студенте, В.Я. Титаренко, К.Е. Романова, И.В. Бестужева-Лады и др. Кроме этого проблемы полового воспитания отражены в работах И.С. Кона, В.Б. Кагана, Д.Н. Исаева.

Кроме этого изучение института семьи происходит на стыке таких дисциплин как педагогика, демография, социальная психология, право, экономика, этнография, социология.

Имеется определенный опыт анализа основных проблем, связанных с семьей, отраженных в отечественной и зарубежной науке. Проблемы института семьи и брака рассмотрены в работах таких российских ученых как С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э.К. Васильева, З.А. Янкова и др. Среди зарубежных специалистов следует отметить Т. Парсонса, Р. Бэйлза, Ф. Мередита, К. Витека и др.

Следует сказать, что психологический аспект не совсем полностью отражает широту проблемы подготовки молодого поколения к семейно-брачным отношениям.

В имеющихся исследованиях не нашла достаточно полного отражения проблема подготовки школьников к семейной жизни в аспекте выработки у них положительных брачно-семейных представлений.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Брачно-семейные представления старших школьников» актуальной и своевременной.

Цель работы: Проанализировать брачно-семейные представления старших школьников.

Задачи работы:

1. Изучить понятие семьи и брака.

2. Рассмотреть формирование брачно-семейных представлений.

3. Организовать и провести исследование брачно-семейных представлений у школьников старших классов.

Объект исследования – школьники старших классов.

Предмет исследования – брачно-семейные представления у школьников старших классов.

Методы исследования: анализ литературы по теме, эмпирические методы, методы статистической обработки данных.

Гипотеза: Мы предполагаем, что брачно-семейные представления у школьников старших классов имеют свои отличительные черты, по сравнению с другими возрастами.

Больше по теме:

Эстетическая теория
В. Оллен и Д. Гринбергер рассматривают вандализм с позиций теории возбуждения, а также экспериментальной эстетики. Эстетическая теория изучает внутренние психологические процессы, присущие самому акту разрушения. Вандализм трактуется как ...

Жизнь и деятельность Ч. Ломброзо
В общественном сознании криминальная антропология довольно прочно ассоциируется с именем Чезаре Ломброзо (1836—1909). Слава этого ученого вполне заслуженна — его научные выводы основываются на изучении 383 черепов умерших, 3839 черепов жи ...

Воображение
Воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение – это сп ...