Cоциально-психологическая готовность к труду выпускников ПТУ

Другое о психологии » Cоциально-психологическая готовность к труду выпускников ПТУ

Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования.

Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.

В зависимости от определения психологической готовности, различными авторами выделяются её структура, главные составляющие, строятся пути его формирования.

В отечественной и зарубежной психологии недостаточно разработана проблема социально-психологической готовности человека к труду, хотя имеется определенный потенциал теоретических и практических исследований конкретных форм готовности: установки (Д. Н. Узнадзе и др.), готовности личности к трудовой деятельности (К. К. Платонов, Л. А. Кандыбович и др.), предстартовому состоянию в спорте (А. И. Пуни, Ф. Генов и др.), готовности к выполнению боевой задачи (М. И. Дьяченко и др.), состоянию бдительности оператора (Л. С. Нерсесян и др.). Большинство авторов объясняли готовность к труду через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей. Наиболее инвариантным по отношению к спектру профессий из выделенных компонентов нам представляется мотивационный компонент т. к.: «Проблемы мотивации невозможно решать без анализа социальных норм, ценностей, без анализа общественных условий, противоречий общества, места личности в нем». [19, с.7]. Личность свое место в жизни, в обществе реализует по-своему, т.к. смысл жизни, потребности и ценности различных людей не совпадают. Для большинства основным механизмом реализации смысложизненных ориентации является профессиональная деятельность.

Цель

: теоретическое и практическое изучение социально-психологической готовности к труду, оценка конкретных методов исследования.

Объект

: социально-психологическая готовность.

Предмет

: исследование методов социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ.

Гипотеза

: у выпускников ПТУ готовность к труду проявляется в понимании важности профессиональной жизненной сферы деятельности.

Задачи

:

1. На основе теоретического анализа психологической литературы выявить сущность понятия «социально-психологическая готовность к труду».

2. Определить подходы к исследованию социально-психологической готовности к труду.

3. Выявить методы исследования социально-психологической готовности к труду выпускников.

4. Провести анализ методов исследования социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ.

5. Исходя из теоретического анализа определить более подходящий метод исследования провести эмпирическое исследование, представить результаты.

Больше по теме:

Организация и проведение экспериментального исследования, анализ его результатов
Констатирующий эксперимент Как известно, одной из основных задач начальной школы является создание таких условий для формирующейся личности, которые обеспечивали бы оптимальное развитие и удовлетворение потребности в творчестве. Задачей ...

Методика формирования творческой личности при обучении математике
Речь должна идти о методической системе обучения математике, в процессе которой формируется и раскрывается творческая личность учащихся. Как в любой методической системе достаточно выделить пять основных компонентов: цель, содержание, мет ...

Нарушения поведения
Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и ч ...