Подбор и обоснование адекватных методов исследования сексуальных взаимоотношений в ранней юности

Другое о психологии » Анализ сексуальных взаимоотношений в период раннего юношества » Подбор и обоснование адекватных методов исследования сексуальных взаимоотношений в ранней юности

Страница 2

Каждому испытуемому предлагался набор из 8 карточек. Карточки необходимо было разложить по мере предпочтения цвета. Запись выборов испытуемого мы проводили в условных цифровых обозначениях: серый цвет – 0, синий – 1, зеленый – 2, красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7. Цвета 1,2,3,4 являются основными. Цвета 0,5,6,7 – дополнительные. Результаты исследования проводились следующим образом. В норме основные цвета должны находиться в начале ряда предпочтений, то есть восприниматься испытуемым как приятные. Дополнительные цвета должны оказаться во второй половине ряда, то есть восприниматься как безразличные или неприятные. Появление любого основного цвета на последних трех местах в ряду предпочтений декларируется ненормальным и обозначает наличие тревоги. Появление любого дополнительного (кроме фиолетового) цвета на первых трех местах декларируется ненормальным и обнаруживает наличие компенсаций.

Общая выраженность компенсаций и тревог вычислялась как сумма условных баллов (!), находиться в диапазоне от 0 до 12 баллов. Подсчитывалось общее количество компенсаций и тревог у испытуемых и переводилось в баллы. Данные переводились в процентном соотношении. Затем мы использовали численные показатели цветовых предпочтений: суммарное отклонение от аутогенной нормы и вегетативный коэффициент. Эталонным индикатором нервно-психического благополучия, то есть аутогенная норма, является последовательность цветов 3,4,2,5,1,6,0,7. Показатель суммарного отклонения (СО) опирается на понятие аутогенной нормы цветовых предпочтений. Мера удаленности предпочтений от аутогенной нормы, то есть СО, вычисляли как сумму отклонений по всем восьми цветам. Значения СО располагаются в диапазоне от 0 до 32 баллов. Подсчитывалось общее количество СО у испытуемых и переводилось в проценты.

Показатель «вегетативного коэффициента» (ВК). В тексте М. Люшера есть мобилизующее, ассоциированные с активностью цвета (красный и желтый), и цвета пассивные, ассоциированные с бездействием (синий и зеленый). В отношении испытуемого к этим двум парам цветов обнаруживается его энергетическая установка. Величина ВК определялась по формулам: ВК= 18 – к р а с н ы й – ж е л т ы й / 18 – с и н и й – з е л е н ы й

где в числитель и знаменатель подставляются места соответствующих цветов в выборе испытуемого.

Оценки ВК изменяются в диапазоне от 0,2 до 5 баллов. Подсчитывали общее количество баллов ВК, затем переводилось в процентное соотношение.

На третьем этапе был проведен цветовой тест отношений, целью которого являлось выявить основные мотивы сексуальных взаимоотношений в период ранней юности.

Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментально – психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов. В этих методах, однако, реакция человека не цветовые стимулы использовались как индикатор его общего эффективного состояния. Разработанный метод цветоассоциативного эксперимента отличается от других цветовых методов своеобразным способом излечения реакций на цветовые стимулы и иной постановкой задачи тестового исследования (изучение конкретных отношений личности в отличие от изучения ее общих свойств или состояний). Все это позволяет считать разрабатываемый метод оригинальным средством личностного тестирования. Психодиагностический метод цветоассоциативного исследования отношений личности был назван «цветовой тест отношений» (ЦТО). При разработке ЦТО был использован набор цветов из восьмицветового теста М.Люшера.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Влияние экранизации художественной литературы на юношескую аудиторию.
Еще в 80-е гг. социологи отмечали смещение чтения в досуге подростков на 4-5-е место. Ведущими мотивами обращения школьников к телевидению являются познавательный и рекреационно-развлекательный интересы. Круг телевизионных предпочтений де ...

Субъективность как предмет психологии человека
В предшествующих разделах была представлена история поиска предмета "психологии вообще", но не психологии человека. Именно поэтому оказывалось возможным, например, прямо переносить закономерности поведения животных на жизнедеят ...

Виды понятий
Ни один предмет не представляет собой чего-либо совершенно отличного от всех других предметов; Он похож на них в каком-либо отношении: его всегда можно отнести в какой-либо общий класс с другими предметами; все вообще предметы могут быть ...